Недра нашего дела

29 Июня 2009

В эту поездку по Кизильскому району меня пригласил консультант отдела недропользования минпрома области Николай Белобров. Вместе с нами в неблизкий путь отправился начальник отдела управления Ростехнадзора по Челябинской области Михаил Чикалов. Цель нашего рабочего вояжа — плановый контроль за соблюдением требований законодательства в сфере природных ресурсов

В эту поездку по Кизильскому району меня пригласил консультант отдела недропользования минпрома области Николай Белобров. Вместе с нами в неблизкий путь отправился начальник отдела управления Ростехнадзора по Челябинской области Михаил Чикалов. Цель нашего рабочего вояжа — плановый контроль за соблюдением требований законодательства в сфере природных ресурсов. Казалось бы, чрезвычайно рутинное задание, утомительные камеральные работы, как говорят об этом занятии геологи. Но каждодневная жизнь, к счастью, опровергает представления о ней, как о чем-то скучном и замшелом, а плановый контроль со стороны специалистов не ограничивается только знакомством с документацией и бумагами…

Карьеры не задались
Южное направление области богато на неосвоенные еще подземные кладовые, о которых много говорилось в последнее время: в Варненском районе это Михеевское месторождение медно-порфировых руд, в Брединском — Амурские залежи цинка. Реализация этих двух крупных инвестиционных проектов, увы, отложена в связи с известными экономическими событиями, но верю, час торжества для меди и цинка обязательно придет. А эти металлы знают себе цену.
Нас же Кизильский район интересовал прежде всего как источник строительного камня, который используется при строительстве дорог. После дробления получается всем известный щебень, основа дорожной одежды. Долгие годы два карьера разрабатывались для этих целей: Северо-Кизильский, где добывали известняк, и Кизильский, откуда черпали фельзит, минерал светло-коричневого цвета, нередко со следами отпечатков от древних папоротников. Этот камень «на ура» сейчас идет у посетителей музея-заповедника Аркаим, где местные умельцы после небольшой шлифовки продают его всем желающим по совсем не бросовой цене. Может так получиться, что фельзит окончательно превратится в поделочный сувенирный материал, поскольку в 2009 году из карьера не было вынуто ни одного кубометра этого камня. То же самое случилось и с известняком. Когда-то он считался стратегическим минералом (используется при производстве цемента), но сейчас все ограничения на его добычу сняты. Но не пылит больше дорога к каменным хранилищам…

На дорожном содержании
Оба карьера поделены на две части, у каждой — свои хозяева, на каждую — своя лицензия. Но производственная ситуация везде одинаковая: тишина, безлюдье, только ветер свищет. Дорожная отрасль нынче переживает не лучшие времена. Два предприятия района заняты в этой сфере — ООО «Кизильское ДРСУ», которым руководит Александр Егоров, и ООО «Кизилдорстрой», возглавляемое Николаем Шевченко. Обоим до последнего времени находилась работа у себя дома, при необходимости дорожники трудились вахтовым методом, выезжая в Казахстан, соседние города и веси, словом, никому не мешали и не чувствовали локти друг друга. Но сегодня объемы у тех и у других сократились. И не просто упали, а уменьшились в разы. Крупных подрядов на строительство в 2009 году не набрали, новых транспортных магистралей дорожники больше не ведут, хотя сказать, что с этим в районе полный порядок, нельзя. ООО «Кизилстрой» занят сейчас главным образом на содержании дорог, за что получает от областного дорожного ведомства около пяти миллионов рублей в месяц. А в будущем году и этот финансовый ручеек иссякнет — до 2,2 миллиона рублей… В этом предприятии сосредоточена мощная современная техника со всем необходимым шлейфом и набором агрегатов, на территории чистота и порядок, здесь работают надежные и серьезные люди, привыкшие к большим делам и большим задачам. Вот только ничего путного им сегодня не предлагают, и свободный поиск не приносит результатов…


Другая дорожная структура района — Кизильское ДРСУ — работает сегодня по заказам местной администрации, объемы сами понимаете какие. Люди, однако, не сидят на месте. В Брединском районе и Башкирии сооружают подъезды к двум автозаправочным станциям. Научились прокладывать водопроводные сети, взяли лицензию на выполнение работ по газификации, осваивают другие инженерные операции, но компенсировать выпавшие заказы, конечно, не могут. А ведь совсем недавно только на строительстве дорог Кизильское ДРСУ осваивало сто миллионов рублей в год, да на содержании — тридцать миллионов рублей. Но сегодня другие времена и другие песни.
Сейчас в ДРСУ работают 104 человека, в Кизилстрое — 156. Никто никого пока еще не увольнял и не собирается этого делать, долгов по заработной плате ни у тех, ни у других нет. Налоги в бюджет вносят исправно, недоимок ни за кем не числится. В общем, строители транспортных коридоров держатся до последнего. И документация, относящаяся к недропользованию, у обоих предприятий тоже оказалась в порядке. С такими показателями кизильским дорожникам только в наградной отдел двигаться, а не пускать шапку по кругу…
Возникает вопрос: а лучше ли объединиться обеим организациям, собрать технику, рабочую силу, финансовые ресурсы в единый кулак и вместе пробивать дорогу к более светлому будущему? Менеджеры, правда, утверждают, что пока не лучше… Может быть, сегодня такое слияние еще не актуально, но что ждет дорожников Кизила там, за горизонтом?

Одеты мраморным камнем
Карьеры по добыче строительного камня — все-таки черная косточка вскрышного производства, а вот мраморные, безусловно, аристократы, голубая кровь, они отделаны белым камнем. Полоцкий мраморный карьер на восемь с лишним километров удален от одноименного села, расположен в степи, и дорога туда не вышита гладью. Иногда зимой столько снега наметет, по самые провода, что электрики идут на лыжах и так запросто чинят проводку, им даже на столбы не надо забираться… Но об этом забываешь, когда летом, под куполом бескрайнего степного неба видишь развалы красивого благородного камня, а на дне 28-метрового котлована — геометрически четко распиленные плиты и блоки. Это не рядовая закопушка с осыпающимися краями, у мраморного карьера борты аккуратно выложены, в них своя гармония и ритм. А у полоцкого мрамора еще и белизна повышенная. Такая встречается только здесь да еще в Коелге, тоже у нас, в Челябинской области. Конечно, сегодня коелгинский мрамор более знаменит, но и полоцкий упорно торит дорогу к потребителям. Им уже отделывают здания в Калининграде, Уфе, Москве. Он идет на изготовление различных скульптур и изделий. Потому что легко поддается обработке. Открыты поставки в Грецию, США, Польшу и даже Италию, а эта страна — признанный мировой лидер в использовании мрамора.


Карьер разрабатывается пятнадцать лет, но вторую жизнь в него вдохнуло ООО «Кварц», когда выкупило предприятие у прежних хозяев. Четыре года ушло на погашение долгов в бюджеты различных уровней. Рассчитались. Стали заглядывать в будущее, строить планы. Но в прошлом году ударил экономический кризис. Начались отказы от заключенных контрактов. Особенно трудно было в ноябре-декабре. Выстояли. Сейчас объемы добычи камня восстанавливаются, хотя до привычных 25 тысяч кубометров в год еще не дошли. Полоцкий мраморный карьер дает работу 32 рабочим, все местные из ближайшего селения. Средняя заработная плата более четырнадцати тысяч рублей. Совсем не плохо, согласитесь.
— Будем продолжать разведку месторождения мрамора, — говорит генеральный директор ООО «Кварц» Андрей Прохоров. — С этой целью взяли в аренду еще сорок гектаров земли вокруг карьера. По оценкам специалистов, здесь должна пролегать линза товарного мрамора высокого качества.
— Вам необходимо обязательно получить лицензию на новые разработки, — рекомендует Михаил Чикалов. — Это позволит избежать возможных недоразумений и конфликтов с проверяющими органами.
Совет правильный и вовремя сказанный. Чикалова поддерживает Белобров:
— Контроль со стороны министерства промышленности и природных ресурсов области, Росприроднадзора нужен не для того, чтобы только зафиксировать нарушения действующего законодательства, но главным образом предот-вратить их, помочь хозяйственникам правильно вести свой бизнес.
Возражений не последовало.

Микрокальциты от Прохоровых
Однако и строительный камень, и мрамор, пусть самый белый и качественный, — все равно природные ресурсы, хоть и «подушки безопасности», но, как ни крути, от бога. А это немало снижает степень нашего самоуважения. Неужели и дальше будем оставаться сырьевым придатком? Нет и еще раз нет! В Еленинке, отдаленном поселении Карталинского района, построен современный, европейского уровня комплекс по производству микрокальцитов. Этот материал получил самое широкое применение в химической и бумажной промышленности, строительстве, медицине, парфюмерии. Микрокальциты тоже получают из мрамора высокой чистоты, он найден на Каменной поляне, что в трех километрах от Еленинки. Читатели «Южноуральской панорамы», возможно, вспомнят несколько материалов, посвященных конфликту, развернувшемуся на этой площадке за право добывать камень именно здесь, но за противостоянием ушло в тень то настоящее дело, начало которому положил Александр Николаевич Прохоров, отец гендиректора ООО «Кварц» Андрея Прохорова. Он дотошно изучил свойства мрамора с Каменной поляны, у которого была обнаружена трещинноватость, и по этой причине он не подлежал блочной выемке. И вот тогда Прохоров-старший на основании своих исследований убедился, что его можно использовать для производства микрокальцитов — молотого мрамора. Продукция импортозамещающая, в Россию ее поставляли из Турции. Южноуральские первопроходцы всего за полтора года построили современный комплекс, причем построили без лишнего шума и пыли, и поставили выпуск микрокальцитов на поток. Сейчас в партнерах нового производства — компании Хенкель из Коркино и ГипсКнауф из Челябинска. В день нашего приезда Еленинское предприятие посетили австрийские специалисты из фирмы «Омия», которая организовала аналогичное производство неподалеку, на станции Субутак. «Конкуренты?» «Нет, партнеры, обмен опытом», — отвечают. Белоснежное вещество насыпается в мешки ростом с человека весом чуть более тонны. Спрос на микрокальциты не падает даже сегодня. Будет расти — появятся новые комплексы. Пуск пятой очереди намечен на июль, шестой — на октябрь. Никаких иностранных вложений, все инвестиции — наши. Оборудование — из Белоруссии. Работу получили 120 человек. Средняя зарплата 12—13 тысяч рублей в месяц. И производство набирает обороты.
Здесь работают еще двое сыновей Александра Николаевича Прохорова — Алексей и Николай. Старший Андрей, помните, руководит ООО «Кварц». Все трое наследников молоды, за тридцать и чуть более, энергичны, улыбчивы и деятельны. Женаты, у всех по двое детей, но тут с сыновьями посложнее, хотя демографическую ситуацию еще можно поправить. Эти беспокойные парни могли бы уже сейчас жить в свое удовольствие, но их реальное дело влечет, им результат от собственного труда важен… Такой вот он, южноуральский капитализм в своем лучшем виде! Такой вот он, наш средний класс!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты