Гаишники с большой дороги
Пару недель назад довелось с семьей съездить в отпуск на своем автомобиле к Азовскому морю, и теперь на личном экземпляре ПДД готова поклясться: самая большая проблема для России — это дороги и организация дорожного движения. А уж что творится в рядах тех, кто по долгу службы призван блюсти порядок на дорогах, — это отдельная песня на тему, как сделать из законопослушного гражданина правонарушителя.
Пару недель назад довелось с семьей съездить в отпуск на своем автомобиле к Азовскому морю, и теперь на личном экземпляре ПДД готова поклясться: самая большая проблема для России — это дороги и организация дорожного движения. Вернее, отсутствие в ней должного качества. Едешь по матушке-России и поражаешься: иная федеральная трасса по виду напоминает проселочную. А уж что творится в рядах тех, кто по долгу службы призван блюсти порядок на дорогах, — это отдельная песня на тему, как сделать из законопослушного гражданина правонарушителя.
Размах и откровенность вымогательства сотрудников ГИБДД наводят на мысль, что это чей-то бизнес с астрономическими прибылями. На личном опыте убедилась, инспектор ДПС не просто «вылавливает» нарушителя, он сознательно создает ситуацию, в которой человек становится нарушителем, или же откровенно устраивает «подставу», когда невиновного объявляют виноватым. Ради того чтобы положить в карман «откупные».
На пути к морю нашу машину остановили в Саратове на стационарном посту ДПС перед старым мостом через Волгу. Объявили, что дальше нам следовать нельзя, поскольку мы транзитники. На пятачке перед постом ДПС, где мы припарковались, после нас еще остановили кого-то, так что сразу сдать назад было невозможно. Едва начали разворачиваться, проехав в глубь пятачка пару метров, как тут же бравый инспектор изо всех сил дунул в свисток и грозно взмахнул жезлом:
— С документами на пост!
В тиши внутренних покоев нас встретил суровый капитан, который объявил, что нас ждет лишение прав, поскольку мы только что выехали... на встречную полосу. Все мои попытки доказать, что парковочный пятачок возле поста это вовсе не проезжая часть, окончились тем, что капитан сурово заявил мужу:
— Уберите вашу женщину, или мы точно не договоримся.
И пока я нервно курила в машине, мужчины договорились. Оказывается, разработана специальная система сигналов. Показывает гаишник четыре пальца — значит, хочет четыре тысячи. Как потом рассказал муж, после беглой игры «по роялю» товарищ капитан согласился на «два пальца».
Вторая встреча с саратовскими гаишниками произошла уже когда мы возвращались домой. Проворонили свой аншлаг, чтобы уйти по объездной мимо Саратова, и въехали-таки в черту города. Разумеется, тут же попали в лапы к двум дэпээсникам. Младший по званию торморзул нас и без каких-либо объяснений велел идти на разборки к товарищу старшему лейтенанту, сидевшему в машине ДПС. После разговора со старлеем лицо мужа приобрело нежно-зеленый цвет.
Оказалось, в салоне инспектор предложил ему дунуть в какую-то стеклянную трубочку, и эта трубочка будто бы что-то показала. После чего старлей заявил:
— Вы пьяны. Для того, чтобы прав не лишиться, люди у нас по тридцать тысяч платят. Но вам уступлю за десять.
Помню, я спросила инспектора с ледяной вежливостью :
— Значит, если мы вам заплатим, вы нас отпустите? Вот так спокойно пьяного человека отпустите ехать дальше? И неважно, что, может, через пару кварталов он наедет на пешехода, или врежется в столб, или в другую машину?..
Дискуссия со старлеем все же окончилась тем, что он отдал документы. Видимо, самому было тошно от происходящего, ведь муж был действительно абсолютно трезв. Но таких совестливых, увы, мало. В подавляющем большинстве встречаются те, кого система превратила в железные автоматы по добыванию денег у населения.
Едва мы выехали из своего региона, никто (даже тот совестливый саратовский гаишник), кто останавливал нас в пути (а останавливали несколько раз), не удосужился представиться и тем более предъявить служебное удостоверение. Ни один не потрудился назвать причину остановки или сослаться на соответствующий пункт ПДД или Административного кодекса. Более того, отношение к человеку за рулем как к преступнику настолько явно, что после третьего раза уже перестаешь удивляться и просто тупо ждешь, что именно тебе сейчас попытаются «припаять» и сколько потребуют за беспроблемный проезд. «Я мзду не беру. Мне за державу обидно». Кто-нибудь слышал эти слова, кроме как в старом добром кино?
На посту ДПС на границе между Ростовской областью и Краснодарским краем в местечке с романтичным названием Цукерова балка бравые дэпээсники, завидев машину из чужого региона, взялись за нас с охотничьим азартом. Предъявленные документы их мало интересовали. Зато машину они «потрошили» с явным интересом. Нас с несовершеннолетним сыном заставили вывернуть карманы, обшарили мою сумку, причем инспектор не поленился раскрыть и кошелек, и коробку с тампонами. Особенно его заинтересовали деньги, он долго задумчиво перебирал их, пока двое других дэпээсников рыскали в салоне нашей машины. Не знаю, чем бы дело закончилось, но тут он нашарил мое журналистское удостоверение.
— Редактор, значит...
— Заместитель, - потупив взор, поправила я.
Инспектор нехотя махнул рукой напарникам:
— Ладно, пусть едут.
Унижение, которое пришлось пережить во время этого досмотра-обыска, к слову, абсолютно незаконного, поскольку производился он без понятых и без всякого протокола, показалось весьма легкой платой по сравнению с возможными неприятностями в виде «случайно» оказавшегося в нашей машине какого-нибудь пакетика с анашой или окурка от косячка. Кстати, именно такая неприятность случилась с нашими знакомыми, которые двумя неделями раньше проезжали по этому же маршруту. В их машине стражи дорог «обнаружили» недокуренную сигарету с травкой и предложили заплатить за эту «находку» 12 тысяч рублей. Ребята ехали в отпуск и просто не захотели связываться. Пришлось заплатить.
Честно признаюсь, после встреч с саратовскими, ростовскими и краснодарскими гаишниками я просто влюбилась в наших, челябинских. Как у всех водителей, время от времени у меня тоже случаются мелкие прегрешения. Но ни разу я не встретила от челябинских инспекторов ДПС хамского отношения, наоборот, меня даже несколько раз прощали и отпускали безо всякого штрафа, ограничившись устным предупреждением. Но вот то, что творится в других регионах, внушает откровенный ужас...
Вот недавно, 6 августа, президент Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное безопасности дорожного движения. Главными проблемами он назвал дороги, плохую подготовку водителей и неудовлетворительную работу ГИБДД. И пообещал «жесткие и радикальные меры». Ради бога, не надо жестких и радикальных. Надо адекватные. Сделайте, наконец, сотрудникам милиции достойную зарплату. Им самим тошно. Некоторым.
Поделиться

