СМИ области: есть куда развиваться

4 Марта 2010
СМИ области: есть куда развиваться

Челябинская область — одна из тех регионов, где уровень доверия населения к средствам массовой информации остается на высоком уровне...

Челябинская область — одна из тех регионов, где уровень доверия населения к средствам массовой информации остается на высоком уровне. СМИ области честно и объективно говорили о трудностях, с которыми нашему региону пришлось столкнуться в период нестабильности, и также объективно и профессионально несли южноуральцам информацию о тех мерах, что были предприняты руководством региона для спасения экономики области в самые черные дни кризиса. И надо признать, немалая заслуга в этом принадлежит тем, кто ведет взвешенную и благоприятную для развития СМИ политику.

Наше интервью — с начальником главного управления по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области Мариной Поддубной.

— Марина Владимировна, как можно охарактеризовать медиапространство Челябинской области?

— На Южном Урале зарегистрировано 1456 средств массовой информации, в том числе 1031 — печатных СМИ, это газеты, журналы, альманахи, и 394 — электронных СМИ, это телеканалы, радиостанции, информационные интернет-агентства. Медиасообщество Челябинской области имеет выраженную социальную направленность, его отличает ответственная гражданская позиция. В этом мы убедились, когда подводили итоги 2009 года, прошедшего под знаком антикризисных мер. СМИ Челябинской области включились в активную информационную поддержку всех антикризисных мероприятий, предпринятых руководством региона.

— Можно об этом подробнее?

— Наиболее актуальными темами, которые регулярно освещались в областных СМИ в прошлом году, стали борьба с безработицей, реализация мер по стабилизации на рынке труда (этой теме было посвящено более сорока процентов газетных и телевизионных выступлений), состояние дел на предприятиях, получивших поддержку из областного и федерального бюджетов, контроль за ценами на продуктовом рынке и рынке лекарств, реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса.

В городских и районных газетах, на телеканалах еженедельными стали рубрики «Кризис», «Антикризисные меры», «Тест на прочность». В целом о ходе реализации программы антикризисных мероприятий на страницах городских и районных газет Челябинской области за 2009 год было размещено более 1700 публикаций. СМИ области вели мониторинг социально-политической ситуации, отслеживали острые темы, оперативно и объективно их освещали.

 В свою очередь официальные органы оказывали СМИ необхидимую поддержку. Была сформирована база экспертов, которые по просьбе журналистов всегда могли дать необходимый комментарий, для журналистов были организованы пресс-туры на предприятия области, демонстрирующие опыт сохранения трудовых коллективов и рабочих мест, реализацию инвестиционных проектов, открытие новых производств. В среднем ежемесячно организовывалось по пятнадцать пресс-туров, а за год их число составило более двухсот. Были организованы специальные проекты медиасопровождения важнейших программ: «антикризисного турне» губернатора по городам области, в том числе моногородам, запуск в эксплуатацию «Стана-5000» на Магнитогорском металлургическом комбинате, строительство «Стана-1420» на Челябинском трубопрокатном заводе, план «Спасение Златоустовского металлургического завода», сохранение социальных гарантий южноуральцев, строительство и открытие центра позитронно-эмиссионной томографии и центра сердечно-сосудистой хирургии, — то есть тех проектов, которые жизненно важны для Южного Урала.

Также с помощью СМИ были организованы многочисленные «горячие линии», куда в режиме обратной связи всегда могли обратиться жители области. Был создан действенный механизм информирования населения об антикризисных мерах, предпринимаемых органами государственной власти Российской Федерации и Челябинской области. В целом все эти меры помогли сохранить ситуацию в регионе стабильной, предотвратить социальные взрывы, не дать безработице выйти на запредельный уровень.

Также в период нестабильности не были забыты и сами журналистские коллективы. СМИ Челябинской области в 2009 году была оказана государственная финансовая поддержка. Были проведены стажировки и обучающие семинары для журналистов по укреплению экономической устойчивости местных СМИ.

— Очевидно, что в нынешних условиях консолидация СМИ — одна из жизненно важных задач…

— И одной из таких новых форм консолидации стало создание в Челябинской области виртуального журналистского клуба. Чем эта форма интересна? Своим углубленным содержательным разговором по той или иной проблеме, которая интересна СМИ. Состоялось уже два заседания клуба, где обсуждение шло с участием московских гостей. Пилотными стали темы — куда развиваться современной журналистике и какой журналист сегодня востребован. Разговор получился неравнодушный, содержательный, и мы поняли, что продолжать этот проект надо. На следующих встречах клуба собираемся подключить к разговору СМИ субъектов УрФО — Свердловской области, Тюмени, ХМАО, Ямала. А в перспективе выйти на межрегиональное общение.

— На недавней встрече полпреда УрФО Николая Винниченко с представителями СМИ округа прозвучал призыв создать окружной совет редакторов. Как Челябинская область может встроиться в этот проект?

— Мы готовы включиться в него всеми своими ресурсами. У нас есть несколько общественных организаций, которые действуют в регионе, есть совет редакторов городских и районных газет, есть ассоциация городских и районных газет «Пресса», создается совет директоров телерадиокомпаний, действует Союз журналистов и медиа-союз. Представительство от нашей области в лице руководителей этих общественных организаций, крупных телерадиокомпаний или печатных СМИ вполне осуществимо. Считаю, взаимодействие медиасообщества на уровне округа было бы и полезно, и весьма любопытно. Тем более, если такое взаимодействие будет осуществляться в постоянном режиме.

— Учитывая вызовы времени, журналистам есть в чем совершенствоваться, приобретать новые навыки, овладевать новыми технологиями…

— Сегодня востребованы универсальные журналисты. И нужны новые информационные технологии. Мы много говорим о конвергентной, мультимедийной редакции, о медиацентре. В перспективе к этому придут все СМИ. Сейчас практически все редакции городских и районных газет нашей области имеют свой интернет-сайт, но этого мало, необходимо еще и работать с ним, предоставляя пользователям оперативную информацию. При этом совершенно не обязательно приобретать дорогостоящее оборудование. Фотоаппарат, мобильный телефон, видеокамера с одним оператором — даже этого достаточно, чтобы информация стала мобильной, оперативно появлялась на сайте. Многие редакторы сельских «районок» спрашивают: «А с кем мы это будем делать? У нас не так много специалистов». Поэтому содействие организации полноценной работы сайтов городских и районных газет и телерадиокомпаний, изучение возможностей создания конвергентных редакций СМИ в области (с привлечением к работе студентов и выпускников факультетов журналистики) будет одной из наших задач в текущем году.

— Какие еще меры поддержки будут оказаны СМИ в этом году?

— Стимулировать инициативу и творчество журналистов помогает ставший уже традиционным фестиваль областной прессы, который в этом году пройдет двенадцатый раз. В течение года для журналистов будут проведены конкурсы — на лучшее произведение на патриотическую тематику (конкурс посвящен 65-летию Победы), лучший репортаж об инвалидах и проблемах инвалидности, лучшую журналистскую работу по антитеррористической тематике, лучшее освещение в СМИ Года учителя, лучшую журналистскую работу 2010 года. Также в перечень номинаций творческого конкурса XII фестиваля СМИ области мы планируем включить конкурс на лучшее освещение темы модернизации экономики. Делегация Челябинской области традиционно примет участие во Всероссийском фестивале средств массовой информации «Вся Россия» в Дагомысе. Будет проведен областной фестиваль детской и юношеской прессы «Журналина».

СМИ будет оказано содействие и в экономической составляющей их работы. Это меры по увеличению собственных доходов редакций и сокращению неэффективных статей расходов на производство и распространение информационного продукта, меры, способствующие росту тиража и расширению зоны теле- и радиовещания.

Параллельно управление будет заниматься проработкой вопросов перехода на цифровое вещание в регионе, реализацией программы развития областного телевидения и радиовещания. То есть тем, что можно охарактеризовать ставшим сегодня актуальным словом «модернизация».


Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты