Не уйти

10 Декабря 2009

Ужас, случившийся в пермском ночном клубе, вскрыл множество проблем

Ужас, случившийся в пермском ночном клубе, вскрыл множество проблем. Впрочем, нет, не вскрыл, а лишь в очередной раз жутким образом напомнил о них.

Проблема первая, и главная — дичайшая коррупция. Из многочисленных сообщений информагентств и блогов известно следующее:


пермский клуб «Хромая лошадь», где при пожаре погибли 122 человек и еще более ста пострадали, был рассчитан всего на 50 человек, именно на такое количество посетителей были оформлены разрешительные документы клуба. Всего в ночь на 5 декабря, когда в «Хромой лошади» произошел пожар, в клубе находилось около трехсот человек, в то время как на сайте клуба сообщалось, что он рассчитан на 450 посетителей;


по Кодексу об административных правонарушениях у сотрудников государственного пожарного надзора была возможность приостановить эксплуатацию в случае, если в помещении нарушаются правила пожарной безопасности, а предписания об их устранении не выполняются. Этих мер тоже не принималось.

При этом адрес клуба «Хромая лошадь»: г. Пермь, ул. Куйбышева, 9. А адрес отдела № 9 государственного пожарного надзора г. Перми по Ленинскому району ГУ МЧС по Пермскому краю: г. Пермь, ул. Куйбышева, 11. Соседний дом;


само помещение принадлежало якобы Министерству обороны, которое его сдавало под ночной клуб. Интересно, какой сверхважный для обороны страны объект располагался в цоколе жилого дома до того, как там нашла приют «Хромая лошадь»? И на что пошли арендные платежи (если они вообще производились);


пермский блогер Рудольф Чичиков сообщил, что «в Перми начаты массовые проверки магазинов пиротехники. Вчера работал… ОДИН магазин. У них (видимо, магазина.— Прим. автора) тоже есть свои кураторы.


Что делать с этой бедой? Не знаю. Наверное, надо наказывать всю цепочку тех, кто, видимо, небезвозмездно позволял этому клубу ТАК работать в течение многих лет — МЧС (и Шойгу, в кои-то веки небезгрешен оказался), Минобороны и прочих. Что в случае с пермской «ночнушкой», видимо, и будет сделано.


Но такие меры возымеют реальный эффект, если жестокое, вплоть до «посадок» (цитата из В.В. Путина), меры будут приниматься в КАЖДОМ случае, когда к беде привело в том числе неисполнение своих прямых обязанностей каждым чиновником. Глядишь, лет через пять и начнут отказываться от мзды за бездействие, зная, случись что, посадят как соучастника.

Проблема вторая, смешавшаяся с первой, — дилетантство и пофигизм российского бизнеса. Имеет место быть. Дилетантство — не думать о безопасности клиентов своего бизнеса. Пофигизм — дилетантство, помноженное на уверенность, что в случае чего всегда удастся откупиться. И уверенность эта уже переросла в привычку. Привычку платить.

А потом включать взятку в цену товара, за который платим уже мы, простые покупатели.


Не так давно один из моих знакомых бизнесменов пожаловался, что его достал руководитель районного ГИБДД. В обмен на техосмотр действительно очень старенькой автотехники его предприятия подсылает родственников, дабы те купили выпускаемую заводиком продукцию по «дружеским», в пять-шесть раз ниже отпускных, ценам.


При этом на каждой из двух дорогущих личных автомашин моего приятеля стоят спецпропуска, оформленные от имени одной ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОССТРУКТУРЫ, а у него самого есть корочки этой ОЧЕНЬ ВАЖНОЙ СТРУКТУРЫ, а точнее, удостоверение члена комиссии… правильно, по борьбе с коррупцией. Что называется, без комментариев.


Что с этим делать? Вероятно, так же наказывать. Строго. Каждый раз. Каждого. Вплоть до мелкого владельца компании маршрутных такси, водитель которой обкололся до полумрака и, не пройдя обязательный техосмотр, повез пассажиров на старой газели без тормозов, но прошедшей медосмотр (увы, явление нередкое).

А вот третья проблема, на практике являющаяся следствием первых двух, — весьма практического свойства, и касается именно обычных, рядовых граждан. Формулируется она простым образом: «Как быстро покинуть здание или сооружение, в котором что-то (пожар, взрыв газа, теракт, да что угодно) произошло?»


Специалисты любят приводить хрестоматийный пример. В двух 110-этажных зданиях нью-йоркского Всемирного торгового центра (ВТЦ), обрушившихся восемь лет назад под ударами самолетов, захваченных террористами, погибло более 3,5 тысячи человек. Страшно. Но находилось в этих и близлежащих к ним строениях (почти столь же многоэтажных) несколько десятков тысяч людей.

Почти всем им удалось выйти из зданий и удалиться на безопасное расстояние в течение 20 минут, что прошли с момента первого удара самолета до падения первой башни ВТЦ.


В развитых странах все здания с массовым пребыванием людей — офисные центры, спортивные арены строятся с учетом обязательных требований к безопасности, главное из которых — все посетители должны иметь возможность покинуть здание (стадион) в течение пяти-семи минут.


А теперь вспомните все здания с массовым пребыванием людей, где бывает каждый из нас. Вспомните, что только одна дверь из трех открыта. Что дверь второго уровня располагается обязательно по диагонали от первой, что проход максимально заужен, дабы вертухай на входе не напрягался.

Вспомните про модные ныне турникеты с вращающимися штангами (лично видел таковые в зданиях ГУВД области, телекомпании «Южный Урал», бизнес-центров «Аркаим-плаза» и «Мизар», нескольких ночных клубах, да много где еще). Еще вспомните, что штанги у этих турникетов, как правило, не убираются, и через них придется прыгать, что ключей от запасных выходов и резервных дверей никогда не найти вовремя.


Вспомните школу, где учатся ваши дети, и решетки на первых этажах. Заодно обматерите все тот же Госпожнадзор, который перед каждым учебным годом грозится закрыть за эти решетки и заваленные пожарные выходы чуть ли не половину школ, но еще ни разу никого не закрывший.


Вспомните, наконец, свой многоэтажный подъезд с обилием карманов, железных дверей, тяжелых замков, одним выходом и единственной узкой лестницей (сам живу в таком, 14-этажном доме на Алом поле с единственным входом на 110 квартир).


Вспомните, и поймете — вам не уйти. Ни за что.   

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты