Старые беды не ушли, новые проблемы прибавились

9 Марта 2010
Старые беды не ушли, новые проблемы прибавились

Несмотря на то что ситуация с наркоманией, если судить по публикациям в средствах массовой информации, в последнее время вроде бы несколько отошла на дальний план, сама проблема никуда не делась и не стала менее острой.

Несмотря на то что ситуация с наркоманией, если судить по публикациям в средствах массовой информации, в последнее время вроде бы несколько отошла на дальний план, сама проблема никуда не делась и не стала менее острой. Впрочем, шанс переломить ситуацию есть — на Южном Урале долгие годы ведется целенаправленная и системная работа по противодействию этой беде, в частности, работает областная антинаркотическая комиссия, а в середине февраля постановлением правительства области была принята специальная областная целевая программа. Обо всем этом — разговор с начальником Главного управления по взаимодействию с правоохранительными и военными органами Челябинской области Андреем МАКСИМОВЫМ.

— Прежде всего скажу, что базой для создания областной антинаркотической комиссии стало решение президента России о создании Государственного антинаркотического комитета, который имеет практически тот же статус, что и Государственный антитеррористический комитет. Все это лишний раз подтверждает как масштаб и уровень опасности для государства, которую представляет наркомания, торговля зельем, так и степень внимания руководства страны к этой проблеме.

На уровне Челябинской области, как и в любом субъекте Федерации, действует региональная антинаркотическая комиссия, председателем которой является губернатор области Петр Иванович Сумин. В состав комиссии входят руководители всех правоохранительных структур Южного Урала, представители министерств образования, здравоохранения, главный нарколог области.

Основная задача комиссии — собирать воедино, координировать работу всех ведомств, завязанных на проблеме, будь то борьба с наркотрафиком или вопросы профилактики наркомании. Выстраивать региональную часть стратегической политики в области борьбы с наркотиками, налаживать системную работу по борьбе с этим злом.

Не менее важная задача — обмен информацией, наработками, методиками с коллегами из других регионов, быстрая, в рабочем порядке, реакция по тем сигналам о проблемах, которые поступают с мест, и при необходимости — если проблема носит системный характер — формирование предложений по ее решению и вынесение темы на федеральный уровень.

— Сколь остра наркоситуация на Южном Урале?

— С одной стороны, вроде бы проблема в публичном, информационном поле ставится не так остро. С другой стороны, она никуда на самом деле не делась. И хотя смертность от передозировок наркотиками снизилась (с 2005 по 2008 год ежегодно летальных исходов было в районе трехсот, а в прошлом году — 253), количество лиц, состоящих на учете у нарколога, увеличивается — с 13 619 человек в 2006 году до 16 866 человек в 2009-м. Да и правоохранительные органы изымают наркотики в огромном количестве. Так, в прошлом году общими усилиями было изъято почти 900 килограммов различных наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ, из которых 131 килограмм — это героин и 573 килограмма — марихуана.

При этом есть положительная тенденция — резкое снижение в последние годы количества наркоманов среди детей и подростков. В то же время есть тенденция к увеличению пристрастившихся к зелью среди женщин.

— Наркомания стареет?

— Где-то, наверное, можно сказать и так — чаще можно встретить наркомана среди тех, кому за 20 лет или вовсе ближе к 30 годам. Здесь есть много факторов. влияющих на изменения, мутации самого явления.

С одной стороны, работает та система профилактики наркомании, которая уже много лет практикуется в Челябинской области. Поверьте, хотя эта работа по снижению потребления наркотиков — агитация, за появление все новых спортивных секций, где дети будут заняты делом — не так заметна, нешумна, но она приносит результат. Работает и действующая много лет областная целевая антинаркотическая программа. Кстати, буквально три недели назад постановлением правительства области была принята программа на 2010—2012 годы, с финансированием в общей сложности в размере почти 16 миллионов рублей. Эти, пусть и не самые большие деньги, при эффективном их использовании способны значительно усилить ту системную работу, что уже ведется в области.

С другой стороны — есть фактор моды. Среди молодежи, хочется верить, наркотики, в том числе такие, как героин, уже не так модны — кому хочется быть похожим на героев многочисленных анекдотов про наркоманов. Да и другие методы получения удовольствия сейчас доступны куда в большей степени.

— Исходя из приведенных вами данных, главным наркобичом Южного Урала по-прежнему остаются героин и марихуана…

— С одной стороны, да. С другой стороны, появляются и все новые проблемы. Пожалуй, одна из наиболее серьезных — тенденция, связанная со все более широким спросом на лекарственные препараты, схожие или заменяющие по своему воздействию на организм наркотики. При этом вещества не включены в особый список, утвержденный правительством России, а значит, их распространение не влечет для продавца наказание в виде уголовного преследования что существенно облегчает их жизнь. Они просто не боятся сесть за торговлю наркотиками! К тому же кое-что из этого ассортимента можно попросту купить в аптеках. Между тем в прошлом году от передозировки такими «лекарствами» умерло 46 человек, в 2008 году — 49!

Во многом проблема лежит в законодательстве, причем федерального уровня. И опыт быстрого реагирования на проблему уже есть — ситуация с курительными смесями, которые запретили практически через месяц после того, как сюжеты о реальном действии на организм появились в средствах массовой информации. Надеюсь, что в ситуации с «легальными» лекарствами это опыт будет применен.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты