Поющий «в отдельности»

20 Марта 2009

Евгений Павлович Демидов — старейший артист хора Челябинского театра оперы и балета. В канун Международного женского дня отметил 85-летие. А его певческий стаж — 63 года

Евгений Павлович Демидов — старейший артист хора Челябинского театра оперы и балета. В канун Международного женского дня отметил 85-летие. А его певческий стаж — 63 года.

Евгений Павлович — волжанин. Мальчиком он поступил в инструментальный техникум в Костроме, получил профессию химика. Но еще во время учебы начал петь в хоре Дома учителя, где, оценив свои возможности, сразу же обратился к художественному руководителю Юрию Федоровичу Покровскому:
— Я хочу петь не со всеми, а в отдельности.
Юрий Федорович посмотрел на мальчишку с интересом — голос у того был действительно от природы неплохой. Но поставил условие:
— Чтобы быть солистом, надо выучить ноты, освоить технику дыхания и много других вещей. Согласен учиться?
И более двух лет Женя Демидов занимался с Покровским пять раз в неделю по два часа. Оба — на голом энтузиазме. Первые концерты — в костромском Доме учителя, а первая Почетная грамота «Активному участнику художественной самодеятельности вокалистов» получена еще в 1946 году.


Юрия Федоровича Демидов считает главным учителем всей жизни. Покровский поставил парню голос, посоветовал бас-баритону поступать в консерваторию.
Евгению выхлопотали справку из Министерства химической промышленности, позволяющую уйти с завода «Рулон» в Дзержинске, где он должен был отработать положенные после учебы несколько лет, поскольку, как было написано в документе, «У техника товарища Демидова обнаружились хорошие музыкальные данные для обучения пению».
Женю отпустили в Москву, где он прослушался в Гнесинке. Его бы приняли, да подвело давно болевшее ухо. Консерваторский профессор даже сводил абитуриента к медицинскому светилу, но тот «зарубил» будущее вокалиста: «Ухо неминуемо оглохнет, а без слуха какой певец?»
Пришлось Евгению Демидову снова идти в техники-химики. Он получает новое направление — уже на завод «Оргстекло» в Челябинск. И сразу же отыскивает привычный Дом учителя, где тоже есть художественная самодеятельность. Через месяц поет на концерте для участников съезда учителей. Поет три вещи: арию Ивана Сусанина, «Шотландскую застольную» и миниатюру «Мельник» из оперы Даргомыжского «Русалка». Он буквально производит фурор и тут же получает предложение спеть через несколько лет уже в филармонии на торжественном заседании в честь годовщины революции. На самом престижном концерте один из всех он исполняет три номера и тоже принят очень хорошо. А дальше приглашения спеть в концертах сыплются, его бесконечно отрывают от работы. Наконец директор предлагает: «А может, вам лучше хор на заводе организовать?» Евгений организует новый коллектив, переходит в Дом культуры на ТЭЦ-1, затем судьба забрасывает снова на Волгу: Демидов работает солистом в Волжском ансамбле песни и пляски при Ярославской филармонии. И, наконец, окончательно оседает в 1955 году в Челябинске, куда приезжает по «личным мотивам» к жене.


Идет сентябрь, как раз объявляется набор в хор нового театра оперы и балета. Евгений легко проходит прослушивание. Его принимают артистом хора. Но Евгений Павлович идет к главному дирижеру Исидору Аркадьевичу Заку и снова просит «петь в отдельности». Зак отказывает: «Евгений Павлович, у меня солисты с консерваторским образованием, не огорчайтесь. У вас хороший голос, а хорошие голоса нужны и в хоре».
Это был момент, когда Демидов пожалел, что у него нет специального музыкального образования. Ведь ухо техник-химик давно вылечил себе сам. Изготовил лекарство и пролечился. Он и сегодня не пьет таблеток.
Однако Евгений Павлович никогда не пожалел, что пришел в хор. В творческом «багажнике» артиста хора двести «Белоснежек», больше пятидесяти спектаклей «Летучая мышь». Демидов артистичен, он бессменный «нотариус» в «Сильве». Был случай, когда на гастролях в Туле и Калининграде его срочно вводили в спектакль вместо заболевшего артиста. Евгений Павлович спел сольную партию Михи в «Проданной невесте» и Чепрано в «Риголетто». Ущемленным себя не считает. Ведь он постоянно пел «в отдельности» — в кинотеатрах имени Пушкина, имени 30 лет ВЛКСМ, «Кировец», участвовал в концертах и даже получил диплом в областном конкурсе профессиональных вокалистов. А еще управлял закулисными хорами в операх «Кармен», «Князь Игорь» и других.


В свои 85 лет Евгений Павлович в строю. Поет все спектакли, ходит на репетиции. Даже на итальянском партии выучил. Правда, если иногда память подведет — что ни говори, возраст, — он не теряется: «Ноты-то я никогда не забуду, а итальянские слова, случается, «прошуршу» — в хоре это незаметно. А уж русские-то тексты помню все досконально».
Список исполняемых хоровых партий, сольных номеров у Демидова достаточно велик. «Все любимы», — говорит Евгений Павлович. И все же, признается артист, очень он любит «Мельника» Даргомыжского.
Закончилось наше интервью неожиданно. Пропев первую строчку любимой миниатюры, Евгений Павлович увлекся, вдохновился — ну любит он петь «в отдельности»! И спел для меня, единственной слушательницы, всю арию целиком. Слов у меня не было. Разве что одно — «Браво!» Которым я не замедлила поблагодарить за полученное удовольствие хорошего артиста и человека.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты