Наш ответ Макропулосу

12 февраля 2010
Наш ответ Макропулосу

Стареть не хочет никто. Вопрос, как сохранить молодость, волнует людей вечно. И те, кто перешагнул ее порог, ловят любую информацию о том, что нового на фронте борьбы со старостью

Стареть не хочет никто. Вопрос, как сохранить молодость, волнует людей вечно. И те, кто перешагнул ее порог, ловят любую информацию о том, что нового на фронте борьбы со старостью. А сводок немало: то открыт ген молодости, то ген, отвечающий за какую-то болезнь. А с каким интересом следило человечество за жизнью клонированной овечки Долли! Сколько надежд появилось, когда медики начали заниматься стволовыми клетками, которые в перспективе, возможно, помогут заменить пораженные клетки и даже органы на новые. А женщины! Сколько кремов куплено, которые «разглаживают» морщины, хотя это миф: разгладить, если они появились, уже ничего невозможно. Да что женщины! Сегодня под нож пластического хирурга с легкостью ложатся мужчины. Артисты, политики стараются до последнего «сохранить лицо», такое нужно, чтобы нравиться публике и электорату… Сегодня наш собеседник — заведующая лабораторией диагностики и коррекции преждевременного старения Челябинского областного госпиталя ветеранов войн кандидат медицинских наук Наталья КОЧЕТКОВА.

— Наталья Геннадьевна, почему все же люди стареют по-разному: одни быстрее, другие медленнее?
— На процесс старения влияет слишком много факторов: образ жизни, окружающая среда, стрессы. У всех все по-разному, это касается и процесса старения. А по поводу открытия новых генов обольщаться особо не надо.


Вообще для молодости человеку отведено природой, к сожалению, очень мало времени. Это пора, когда обмен веществ у человека идет в сторону плюс: нарабатывается мышечная масса, растут кости, это период, когда женщина может есть что угодно и не поправляться. Но вот программа выработана, наступает зрелость, когда в организме все уравновешенно. А дальше начинается процесс разрушения.

Но средства Макропулоса как не было, так и нет. Разумеется, имеет значение наследственность, генетика…


— Вот мы и пришли к нашим генам…
— А куда без них? Не зря же страны Евросоюза и Америка вложили огромные средства в разработку программы «Геном человека».

И действительно, выявлена масса неизвестных до недавнего времени генов, а главное, получена огромная информация, позволяющая проводить опыты с генами хотя бы на животных.


На самом деле нет ни гена молодости, ни гена старости — один ген не может ничего. Но есть гены-сиртуины, которые удлиняют процессы жизни.

Наша задача — научиться стимулировать нужные гены. И тогда, как доказали опыты на животных, жизнь может продлиться в полтора-два раза.


В последнее время интерес человечества к вопросам молодости, продолжительности жизни возрос необычайно, можно назвать этот ажиотаж нездоровым. Я даже провела небольшой опрос среди пожилых людей: для чего нужна длинная жизнь? Мало кто сказал, что хочет завершить начатое дело, чтобы сбылась долгожданная мечта, чтобы вырастить внуков. Все говорили, что просто хотят жить, подольше оставаясь молодыми.

Некоторые женщины связывали решение этой проблемы с пластической хирургией. Говорили, что, если бы была возможность, подтянули лицо, подкорректировали нос, уши, убрали лишний жир и так далее. Хотя это лишь эстетическая сторона, внешний вид. Ведь пластические операции абсолютно не влияют на процесс старения, они лишь удаляют его дефекты и последствия.


Сохранить молодость — совсем другое. Это умение отодвинуть старость, избежать дряхлости. Это здоровье и качество жизни. Стремиться надо к тому, чтобы биологический возраст не опережал календарный.


— Наталья Геннадьевна, поподробнее: что такое биологический возраст?
— Это когда человеку по паспорту, например, шестьдесят, а чувствует он себя на сорок. Его организм исправен, все органы хорошо справляются с возложенными на них природой функциями. Как определить биологический возраст — это то, чем и занимается наша лаборатория.

С помощью различных тестов, исследований мы анализируем состояние внутренних органов человека и определяем «слабое звено». Сейчас в геронтологии, науке о старении, появилось понятие «инфилико», или компьютерная геронтология. Можно на основе полученных данных смоделировать процесс старения, выдать прогноз продолжительности жизни.

 

Наша лаборатория занимается этим одиннадцатый год, мы тесно работаем с математиками, есть интересные результаты. Зная общебиологический возраст больного, возраст его сердечно-сосудистой системы, легких, иммунологической системы, его можно лечить с помощью специально разработанных программ. Мы имеем возможность отслеживать все изменения в темпах процесса старения наших пациентов.


— Недавно я услышала, как известный врач утверждал: есть три условия сохранить себя: следить за кишечником, выпивать в обед полстакана красного вина, а главное — никому в жизни не завидовать. Согласны?
— Этого мало. А вот по поводу зависти соглашусь: она разрушительна.

Это чувство влияет на химические процессы нашего организма и разъедает человека изнутри. Зависть, злость, недоброжелательность гибельны для нервной системы, это хронический стресс.


— Василий Смыслов, экс-чемпион мира по шахматам, сказал, что знает ответ на этот вопрос. «Смысл жизни — в познании Бога», — сказал великий гроссмейстер. Наверное, такое мироощущение помогает легче переносить жизненные сложности, а главное, дольше жить?..
— У каждого человека свой ответ на этот вопрос.

Есть такое движение — бихевиоризм, в основе которого постулат: цель — ничто, движение — все. Не касаясь вопроса цели жизни, скажу, что движение — это, как известно, жизнь. Сталкиваясь с людьми разных возрастов, я пришла к выводу: тот, кто движется, ищет себя в работе, творчестве, семье, — всегда живет интереснее. Энергия движения помогает держаться на плаву, дольше жить. Это важно, а не то, как вы выглядите.


— Тогда такой вопрос. Как вы сами относитесь к индустрии омолаживания?
— Положительно отношусь. Надо за собой ухаживать. Хорошо одетый человек, следящий за своей внешностью, чувствует себя увереннее.


— Но иногда это переходит все границы. Неловко видеть вместо лица знаменитой актрисы почти маску, мумию…
— А это условие качества жизни актрисы, она без этого не может. Именно операции позволяют ей до сих пор быть в строю, не покидать сцену. Просто не всем попадаются хорошие хирурги, и любая операция все же риск. Однако у каждого человека есть выбор.

И его в любом случае надо уважать. Или хотя бы не осуждать.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты