Популярность Аркаима. Что дальше?

2 февраля 2011
Популярность Аркаима. Что дальше?

В список самых необычных и экзотических туристических маршрутов, рекомендованных экспертами журнала Forbes, вошел и историко-культурный заповедник Аркаим, древнейший памятник культуры, чей возраст более четырех тысяч лет.

Все средства массовой информации опубликовали список самых необычных и экзотических туристических маршрутов, рекомендованных экспертами журнала Forbes, самого влиятельного и независимого в деловых кругах. В него вошел и историко-культурный заповедник Аркаим, древнейший памятник культуры, чей возраст более четырех тысяч лет.

Вокруг него и сегодня горят нешуточные страсти, неоднозначны мнения историков. Но неоспоримо одно: древнейший археологический объект уникален, дальнейшие научные исследования могут привести к самым неожиданным поворотам в оценке развития мировой истории и культуры.

Необычайно важен факт, что огромная читательская аудитория Forbes, Интернет и другие СМИ, растиражировавшие информацию, делают Аркаим и Челябинскую область более узнаваемыми.

Мы встретились с заместителем директора по научной части историко-культурного заповедника Аркаим, доктором исторических наук, профессором Челябинского государственного университета Геннадием ЗДАНОВИЧЕМ, чье имя неразрывно связано с открытием «страны городов», созданием самого заповедника.

— Геннадий Борисович, как вы рассматриваете сенсационную новость? Что, на ваш взгляд, привело к такой оценке Аркаима экспертов Forbes?

— Для меня, как для ученого, важен факт: такое общественное внимание подтверждает значимость интереса к самой индоевропейской теме. Ведь внимание к Аркаиму в отличие от остальных названных Forbes объектов основано на его научной составляющей. Аркаим стал известен не красотами природы, не развлечениями, другими моментами, часто привлекающими туристов, а благодаря его научной ценности.

— Тогда скажите, почему именно сейчас такой всплеск интереса, ведь истории открытия «страны городов» уже больше двадцати лет?

— По значимости открытие Аркаима иногда сравнивают с открытием Трои. Но история капризна: нужны годы, десятилетия, порой столетия, чтобы прийти, наконец, к конкретным выводам. Ясно одно: предстоит большая работа, необозримо поле для исследований археологов, историков, лингвистов, стремящихся глубже понять ход истории.

А по поводу всплеска интереса, могу объяснить, почему это произошло. В прошлом году на Аркаим приезжала известный историк, англичанка Беттани Хьюз, чтобы сделать для би-би-си радиопередачу. Имя Хьюз связано со множеством сенсационных открытий. Именно она раскрыла тайну известного бюста египетской царицы Нефертити, всегда считавшегося эталоном женской красоты. Беттани Хьюз решила провести многослойное томографическое исследование бюста, проверить гипотезу немецких ученых о том, что он «подкорректирован». На самом деле Нефертити вовсе не была красавицей, нос у нее был с горбинкой, а лицо в морщинах. В результате многослойной томографии действительно обнаружилось, что под слоем посмертной маски вовсе не то лицо египетской красавицы, к которому мы привыкли. Так был развенчан один из самых незыблемых исторических мифов.

Теле- и радиопередачи, печатные труды Беттани Хьюз пользуются в мире успехом и доверием. Когда Беттани, побывав на Аркаиме, сделала сорокаминутную передачу на радио Би-би-си, резонанс был огромным. Появилась масса откликов и комментариев в Интернете, в таких респектабельных газетах, как «Санди Таймс», «Дейли Таймс», испанской «Эль Мундо», других серьезных изданиях. Мне тоже звонили из разных стран с просьбой дать комментарии — некоторые посвящали Аркаиму целые газетные развороты. В общем, это был международный информационный прорыв, повлиявший на внимание к оценке арийской темы в истории.

— Наша газета тоже опубликовала интервью с Беттани Хьюз, когда она приезжала в Челябинск. Тогда она указала источник ее интереса к «стране городов» — австрийца Клауса Петерманна, руководителя Венского пиар-агентства «Асес-груп»…

— Клаус Петерманн действительно давно и серьезно занимается изучением индоевпропейской культуры. Он много раз бывал на Аркаиме. Благодаря его усилиям мы предприняли первые попытки по включению заповедника в список памятников мировой культуры ЮНЕСКО. Именно Клаус Петерманн во время визита президента Путина в Австрию вручил ему лично пакет документов об Аркаиме с просьбой обратить внимание на уникальное открытие. Владимир Владимирович передал документы своему помощнику Дмитрию Ана-тольевичу Медведеву. Я встречался с Дмитрием Анатольевичем в Москве, не подозревая, что говорю с будущим президентом, и был поражен тем, как глубоко и быстро он входит в тему, какие оценки дает. С того времени произошло немало известных политических событий, но результат был: Владимир Владимирович Путин приезжал на Аркаим.

— Как вы думаете, если интерес к нашей области в связи с Аркаимом возрастет, какими могут быть последствия?

— Признаюсь, меня одолевают и тревожные мысли. К Аркаиму, как к памятнику истории, надо относиться очень бережно. Ведь это возможность идентифицировать себя и Россию в прошлом, это огромный интерес к нашему праязыку, это масса неисследованных тем, которые смогли бы закрыть многие белые пятна истории. Уже несколько лет в экспедициях заповедника работают английские и американские специалисты. Два года здесь трудятся исследователи из Японии и, скорее всего, работы будут продолжены.

Должен заметить, что многие специалисты ставят перед собой задачу — показать Аркаим через призму истории, а не политики, где очень вредит тень Гитлера с его терминами «настоящие арийцы», «высшая раса» и свастикой, знаком, символизирующим на самом деле миролюбие и добрососедство.

Возвращаясь к теме работающих ученых, могу сказать: к сожалению, для них не создано достойных условий: заповедник элементарно не обустроен, нет жилья, надежной связи, большие проблемы с транспортом. А теперь представьте, если сюда хлынут толпы туристов…

Кстати, Клаус Петерманн это прекрасно понимал, у него была целая программа, как обустроить Аркаим для тех, кто сюда приезжает. В свое время такая программа была подготовлена и ММК. Но, видимо, тогда это было преждевременно, а сегодня актуальность такой программы однозначна.

Пока же мы имеем дело с волной дикого туризма, когда неконтролируемые толпы людей нарушают экологию, портят природу, нанося ей необратимый вред. И нет средств противостоять этому.

— Но все равно что-то можно предпринять?

— Конечно. Вообще я хочу сказать спасибо руководству области, которое поддерживает Аркаим, выделяет средства. Но время движется вперед: популярность заповедника растет, все больше приезжает ученых, туристов, которым надо обеспечивать комфортные условия проживания. Пока же здесь нет даже смотровой площадки. Я понимаю, что области сложно потянуть такой груз расходов, возможно, необходима государственная программа поддержки. Но вселяет надежду новый областной закон, где поставлена задача — сделать Челябинск и область привлекательными для туризма, — для этого есть все возможности. Аркаим вписывается в эту концепцию, он может и должен стать одним из самых интересных мест для посещения. При этом важно разумно разделить две составляющие: туризм и науку. В противном случае свалившаяся известность, если ей не воспользоваться, может сыграть с нами злую шутку.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты