Александра, Александр, этот храм наш с тобой

10 Апреля 2009

В селе Харино Красноармейского района в аварийном состоянии находится памятник архитектуры — храм Святого благоверного князя Александра Невского. Этому уникальному сооружению, построенному нашими предками столетие назад, требуется немедленная помощь

В селе Харино Красноармейского района в аварийном состоянии находится памятник архитектуры — храм Святого благоверного князя Александра Невского. Этому уникальному сооружению, построенному нашими предками столетие назад, требуется немедленная помощь.


…Яркий воскресный день. Под теплыми лучами апрельского солнышка станица оживилась, принарядилась. Народ потянулся к храму. Он еще не достроен, но для станичников просто постоять у его стен, почувствовать силу и энергию намоленного предками места — это уже праздник. Статные казачки в пышных юбках, окруженные ради праздника аккуратно причесанными ребятишками, не переставая, крестились, молясь за быстрейшее завершение строительства. Казаки по-деловому переговаривались, придирчиво оценивая работу нанятых артельщиков из Казани, и сходились во мнении: «На славу сделано. Века будет стоять!»


Откуда было знать казакам из небольшой станицы Харино тогда, в самом начале ХХ века, что предстоит пережить этому храму в ближайшие десятилетия?! Им было трудно предположить, что даже эти, на славу построенные стены не смогут выдержать разрушительные ураганы перемен.
…Надо признать, и сейчас храм Александра Невского величественен и мощен: высокие кирпичные стены, изумрудные купола. Кажется, время лишь слегка коснулось этого уникального для наших мест сооружения. Но, к сожалению, это впечатление обманчиво. Внутри картина совсем иная. Высокий свод храма находится в плачевном состоянии, глубокие трещины пересекают стены снизу доверху, кирпичи крошатся и выпадают. Чтобы не подвергать прихожан опасности, принято решение закрыть половину храма, а алтарь перенести ближе к выходу. Но, разумеется, это не остановит разрушение: под тяжестью куполов крыша и свод могут рухнуть.


— До 1900 года на этом месте стояла деревянная церковь Александра Невского, — рассказывает настоятель храма отец Александр. — Самые поздние упоминания о ней относятся к 1862 году. По всему видно, что церковь сгорела. На пожертвования казаков и средства из царской казны в 1900 году в Харино началось строительство нового храма. Строили его десять лет. Сейчас мы готовимся к 100-летнему юбилею нашего храма. Но, к сожалению, состояние его внушает опасения, причем с каждым днем ситуация ухудшается и может стать необратимой.
Церковь строилась для всей округи, в которую входили несколько сел и станиц. Но станица Харинская считалась особенной — самобытной: вокруг нее был вырыт ров и установлен тын — стена из стволов деревьев, заточенных, как карандаш. В станице жил атаман, который строго следил за состоянием и боеготовностью казачьего войска. Наверное, именно поэтому храм и был назван в честь Александра Невского, покровителя воинов российских.


Рядом с храмом находилась церковно-приходская школа, при ней был организован детский хор. Дети пели в храме, и звуки их тонких чистых голосов вызывали у молящихся светлые чувства умиления и восторга. К слову сказать, в здании этой старинной школы сейчас находится детский садик для харинских ребятишек.
Поистине трагическими стали для храма 30-е годы: он был закрыт, разграблен, а сверкающие купола варварски сдернули. Старожилы вспоминают: когда упал центральный купол, внутри него оказался огромный улей с большим количеством меда. Грустно говорить об этом, но в стране в то время существовала даже специальная организация по «утилизации» колоколов. Судя по всему, в ее недрах растворились и звонкие харинские колокола.
Вся иконопись храма за эти годы была безвозвратно утеряна, кроме двух икон: Серафима Саровского и Георгия Победоносца. Эти реликвии были сохранены благодаря прихожанам храма, которые свято верили в его возрождение. Долгое время храм использовали под зерносклад — транспортерные ленты были переброшены прямо в окна. А в 70—80-е годы он был окончательно заброшен. Осенью сквозь прохудившуюся крышу вода попадала на кирпичи, а зимой мороз делал свое черное дело, разрывая кирпич.
…И вот в наши дни начинается новая история храма, также весьма непростая. В 2000 году отец Александр стал здешним настоятелем. На тот момент церковь, по сути, была бесхозной. Местные жители следили за чистотой в храме. Пытались оберегать его от недобрых людей, закручивая на проволоку старые, покосившиеся от времени двери.
Отец Александр вспоминает сейчас, как проходили торжественные Рождественские службы в 2001 году. Окна за-крыли соломой и фанерными щитами, поставили буржуйки, правда, все равно это плохо спасало от холода. Было ощущение, что на улице теплее, чем в храме. Но люди все равно шли на богослужение.
Два года назад восстановлением куполов занималось челябинское предприятие «Контех». К сожалению, работа была выполнена по меньшей мере недобросовестно. Сорвали рубероид, которым была закрыта деревянная крыша, сделали железные перекрытия, забыв про гидроизоляцию, про качественное примыкание. И в итоге получилось даже еще хуже, чем было, — во время дождя вода сквозь крышу льется прямо по стенам храма.
Ничего не скажешь — со стороны крыша выглядит красиво и привлекательно, но восстановленные купола давят на ослабевший свод, угрожая обрушением.


— Если бы работы были выполнены технически грамотно, то очевидно, что такого разрушительного процесса не происходило бы, — уверен Алексей Галицкий, член областного Совета общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», сопредседатель местной организации Красноармейского района.
Получилось так, что он душой и сердцем прикипел к этому храму: подружился с отцом Александром, крестил здесь своих детей и всегда старается помогать харинской церкви.
Конечно, добрых людей, оказывающих храму помощь и поддержку, немало. Например, семьи Глазковых и Лабинцевых из Челябинска. Рядом с Харино на озере Сугояк находится детский оздоровительный противоаллергический центр «Черемушки», который уже не первый год шефствует над храмом. Например, на праздник Крещения, который храм проводит вместе с «Черемушками», приходят не только местные жители, съезжаются и десятки челябинцев.


— Наши деяния омрачены состоянием храма, — говорит отец Александр. — Разрушается церковь, разрушается уникальный памятник архитектуры. И, как всегда, встает вопрос, где взять средства на его восстановление?!
Все знают, что недавно символом России, ее Именем признано имя Александра Невского — покровителя этого храма. А что, если людям, носящим имя Александр и Александра, объединить свои силы вокруг этого храма? Наверное, не надо быть материально богатым человеком, чтобы найти какие-то, пусть самые небольшие, средства на помощь «своему» храму. Здесь даже обсуждают вопрос о создании в его стенах памятной доски с именами всех дарителей, тех, кто не остался равнодушен к судьбе уникального харинского храма.
— Вложение средств в храм — это вклад вечный, несгораемый вклад в свое будущее. Дела праведные следуют за людьми. Господь не бывает в долгу и возвращает каждому сторицей, — уверен отец Александр.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты