Самая сложная социальная проблема

28 Января 2010
Самая сложная социальная проблема

По словам президента Дмитрия Медведева, одной из главных проблем в России в наступившем году будет по-прежнему безработица

По словам президента Дмитрия Медведева, одной из главных проблем в России в наступившем году будет по-прежнему безработица. «Проблема безработицы останется в этом году самой сложной проблемой, которая существует в социальной сфере страны, — сказал глава государства. — Мы должны и далее совместно предпринимать усилия, чтобы снимать напряженность на рынке труда». По его мнению, медленное восстановление рынка труда не должно служить оправданием для бездействия в этой сфере. Что сейчас происходит на рынке труда в нашей области? Как решалась эта животрепещущая проблема в прошлом году? Что предстоит сделать в ближайшее время? Об этом мы беседуем с начальником Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Леонидом ШУШАРИНЫМ.

— Леонид Поликарпович, расскажите о нынешней ситуации на рынке труда Челябинской области.
— Ситуация по-прежнему остается достаточно сложной. К сожалению, сейчас поток людей, потерявших работу, не только не снижается, а, напротив, нарастает. А вот вакансий оказалось даже меньше, чем на этот же период прошлого года. Мы провели большую подготовительную работу.

Ведомственная программа подписана. Средства на осуществление полномочий по ведомственной программе в область пришли, и, по нашим представлениям, их вполне достаточно. Она начинает действовать по всем направлениям. Это и общественные работы, и профессиональное обучение, и профориентационные услуги, и содействие занятости слабо защищенным категориям населения и другие.

— А в каких территориях нашей области сложилась наиболее сложная ситуация с занятостью населения?
— К сожалению, адреса эти не изменились. Как и все предыдущие годы, особую тревогу вызывает у нас горнозаводская зона: Нязепетровский район, Карабаш, Кусинский район.

Например, сейчас уровень безработицы в Нязепетровском районе составляет 18,8 процента, в Кусинском — 14 процентов. А средний показатель по области сегодня — 3,5 процента.


Конечно, мы с одобрением восприняли сообщение о том, что в скором времени начнет реализовываться еще одна программа — программа поддержки моногородов. Пока в нее вошли две наши территории — Саткинский район (города Сатка и Бакал) и Карабаш. Карабаш можно назвать традиционно сложной территорией.

Пусть там фиксируется не самый высокий уровень безработицы, но есть масса других проблем, например плохая экологическая обстановка, полная зависимость от одного предприятия.

— Леонид Поликарпович, как вы оцениваете итоги прошлого года? Что, по вашему мнению, удалось сделать?
— Самое главное, что благодаря дополнительной программе стабилизации ситуации на рынке труда, в которую, как известно, наша область включилась одной из первых, и, замечу в скобках, наша программа проходила экспертизу так же одной из первых.

Потом коллеги из других регионов тщательно ее изучали.


В нашей области успешно реализовывались все четыре направления. Особенно хорошо сработало направление, обеспечивающее временную занятость работникам предприятий, находящимся под риском увольнения. Мы смогли создать более 60 тысяч временных рабочих мест, на которых было занято около 90 тысяч человек.

Представьте, если бы не было этой программы, то все они оказались бы безработными, и у нас фактически произошло бы удвоение численности безработных. А значит, удвоилась бы и напряженность ситуации на рынке труда.


Кроме этого, за счет средств программы стабилизации мы направили на опережающее обучение 13 тысяч работников предприятий, находящихся под риском увольнения. Замечу не без гордости, что это самый высокий показатель в России. Эти люди или смогли остаться на своих предприятиях, но уже в ином качестве, или же, получив новую профессию, были трудоустроены на других предприятиях.

Во всяком случае, они не остались без работы. И еще одно направление, всегда представляющее интерес в условиях рыночной экономики, — это содействие предпринимательству и самозанятости. У нас в области более 1200 человек получили субсидии от государства, организовали собственное дело, да еще и дополнительно создали около 900 рабочих мест для безработных.

— Интересно узнать, какие проекты получили финансовую поддержку государства?
— Скажу прямо, мы не особенно приветствуем бизнес-планы по торгово-закупочной деятельности, отдаем предпочтение реальному производству, развитию сферы бытовых услуг. Например, в Нагайбакском районе молодая семья организовала производство кумыса.

Есть очень интересные проекты по возрождению ремесел: бондарному делу, производству конской упряжи, выжиганию по ткани и другие. Ремонт обуви, пошив одежды, парикмахерские услуги также пользуются спросом на селе. Многие сельские жители организовали собственное дело, закупив на федеральные средства поросят, молодняк скота, птицу.

— Леонид Поликарпович, а существует ли контроль за выполнением этих бизнес-планов?
— Центры занятости населения отслеживают наиболее интересные, эффективные проекты. В целом система контроля пока отрабатывается. Но, с другой стороны, субсидия на открытие своего дела — это ведь годичное пособие по безработице.

Служба занятости снимает получателя субсидии с учета, и в течение года он не может претендовать на дополнительную поддержку государства.


— Как проходила поддержка тех, кто в поисках работы решил поменять место жительства?
— Странно, но почему-то в других регионах это направление программы содействия стабилизации на рынке труда не получило развития. Если безработный находил себе работу в другой местности, то государство выплачивает ему подъемные, проезд, проживание в течение трех месяцев.

Достаточно активно южноуральцы выезжали на север Свердловской области, в Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.


Таким образом, в Челябинской области развивались и работали все четыре направления программы, и результат не замедлил сказаться. Пик безработицы — почти 70 тысяч человек — приходился у нас на начало мая прошлого года. А в конце октября количество безработных сократилось до 62 тысяч человек. Получается, что почти 8 тысяч человек, в основном за счет программы стабилизации, нашли свое место на рынке труда.


Не менее впечатляющие цифры можно привести и по сокращению неполной занятости. К 1 июня число работающих неполное рабочее время достигало 102 тысяч человек, к концу года их осталось 44 тысячи. На начало 2009 года в состоянии «простоя» у работодателей находились 20 тысяч человек, а к концу года — чуть более полутора тысяч.

Или давайте возьмем печально известные нашим россиянам отпуска без сохранения заработной платы — в начале года в таких отпусках вынуждены были находиться 25 тысяч человек, а в конце года — менее 5 тысяч.

— А какие проблемы, на ваш взгляд, не удалось решить?
— К сожалению, программа стабилизации и нормы, закрепленные в ней, оказались недостаточно гибкими. Мы не могли оперативно, в соответствии с обстановкой, менять программные показатели по отдельным направлениям.

Например, ближе к концу года мы увидели, что не хватает средств на финансирование предпринимательства и самозанятости. В разных территориях оказалось много неудовлетворенных заявок, и в то же время у нас оставались средства на временную занятость. Как только предприятия начинали более-менее устойчиво работать, они отказывались от лишних средств, например «Мечел», ММК, «Уфалейский никель».

А Златоустовский металлургический завод, который заработал благодаря усилиям губернатора, отказался от 30 миллионов рублей, выделенных на временную занятость рабочих. Но для того, чтобы направить эти деньги на самозанятость, надо было заново согласовывать программу во многих федеральных инстанциях.

— Будут ли в связи с этим изменения в программе нынешнего года?
— В этом году мы учли эту ситуацию и почти в три раза увеличили размеры субсидирования программы предпринимательства и самозанятости.

Кроме того, правительство РФ заложило в программе средства на финансирование рабочих мест, создаваемых предпринимателем.

Это станет возможным, если он продумает и защитит в бизнес-плане достаточно емкое дело с несколькими дополнительными рабочими местами для безработных, которых ему направит центр занятости. Согласитесь, ведь не все могут самостоятельно организовать собственное дело.


Нынче в отдельное направление выделена стажировка выпускников. В этом году будет дополнительно финансироваться работа наставников. Это крайне необходимо для материальной заинтересованности и предприятий, и опытных специалистов в привлечении молодежи на производство.


И третье новшество, о котором, кстати, мы говорили в самом начале реализации программы, это создание рабочих мест для инвалидов. Для создания одного такого рабочего места будет выделяться 30 тысяч рублей. Деньги, конечно, небольшие, но работодатель может на них приобрести кое-какой инструмент, оборудовать специализированное рабочее место.

— Какие первоочередные задачи сейчас стоят перед вами?
— Прежде всего, необходимо как можно быстрее начать активную работу на рынке труда. Для этого практически все готово. На программу стабилизации выделено более 1 миллиарда 100 миллионов рублей, в том числе 59 миллионов из бюджета области.

Будет создано около 28 тысяч новых рабочих мест. Три тысячи начинающих предпринимателей получат субсидии, кроме того, они создадут дополнительно 976 рабочих мест для безработных, 6600 работников направятся на опережающее обучение, 1750 выпускников пройдут стажировку.

Адресная поддержка для переезда в другую местность будет оказана 1300 безработным, 286 инвалидов получат поддержку при создании специальных рабочих мест.


Кроме этих средств, на мероприятия по социальной поддержке безработных и активной политики занятости в нашей области запланировано перечислить 2 миллиарда 900 миллионов рублей. Сюда входят пособия по безработице, средства на переобучение, профориентационные услуги, консультации, тестирование, психологическую поддержку, временное трудоустройство из числа слабо защищенных категорий.

Таким образом, получается, что на стабилизацию ситуации на рынке труда мы получим более 4 миллиардов рублей. Для сравнения скажу, что в 2008 году на мероприятия занятости наша область получала около 900 миллионов рублей.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты