Образование сейчас—как витязь на распутье

11 Февраля 2010
Образование сейчас—как витязь на распутье

«Год учителя в России — это дань уважения благородному учительскому труду …и начало серьезной модернизации отечественного образования», — сказал президент России Дмитрий Медведев

«Год учителя в России — это дань уважения благородному учительскому труду …и начало серьезной модернизации отечественного образования», — сказал президент России Дмитрий Медведев. И эта модернизация будет проходить на основе реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Что такое новая школа? Какой она должна быть? Эти и многие другие вопросы, связанные с образованием, мы предлагаем обсудить в рубрике «Наша новая школа». Совершенствование системы образования — это забота не только педагогов и чиновников, это — дело всего общества. Поэтому выступить в нашей рубрике, высказать свое мнение, сделать конкретное предложение сможет любой заинтересованный человек. Итак, приглашаем к разговору «Наша новая школа».Сегодня своими мыслями по этому поводу делится настоятель Свято-Троицкого храма, руководитель молодежного отдела Челябинской епархии протоиерей Игорь ШЕСТАКОВ,член Общественной палаты области.


— Как вы думаете, почему именно сейчас возникла потребность в «новой школе»?
— На мой взгляд, сейчас можно говорить об определенном кризисе в системе образования. Процессы, происходящие там, вызывают у общественности как надежды, так и тревогу и опасения.


Прежде всего я бы сказал о неоднозначных решениях, касающихся Болонского процесса, интеграции в европейское образовательное пространство.

Мне кажется, эти решения были несколько непродуманными. Я не увидел в них попыток реорганизовать нашу систему, при этом не забывая лучшие традиции отечественной педагогики. На мой взгляд, просто брались некие клише, западные сценарии, которые должны были разыгрываться на нашей «сцене». К сожалению, как всегда, оказалось, что у нас не хватило сил сохранить историческую память.


— А как же введение основ православной культуры в школе?
— Это как раз свидетельство того, что система светского образования переживает определенные проблемы. И прежде всего эти проблемы относятся к воспитательной функции школы. Дело в том, что впервые за всю отечественную историю школа сняла с себя обязанности по воспитанию детей.

Еще со времен великих московских князей школа была местом не только образования, но и воспитания подрастающего поколения.


Патриотическая составляющая в этом процессе была настолько сильна, что мы практически не имеем аналогов в мировой истории.


— Как же тогда быть с петров-ским периодом, ведь Петр Первый пропагандировал европейское образование?
— Совершенно верно, но он никогда не подвергал вестернизации всю систему. Возьмем, например, Славяно-греко-латинскую академию, которая была первым учебным заведением в России.

Так вот, в ней было гораздо больше русского, нежели «греко-латинского» в общем смысле этого слова. Но вернемся к нашему разговору. Если мы и хотим принимать какие-то инновации, то надо принимать их с изрядной долей ревизии. И ни в коем случае не следует отправлять в архив те традиции российского образования, которыми всегда была славна наша школа, как высшая, так и народная.


На мой взгляд, современное образование настолько информативно, что оно обращается лишь к интеллекту ученика, а не к его духовной природе, душе и разуму, причем разуму не в смысле интеллекта, а разуму в смысле разумения. С таким подходом мы, конечно, можем воспитать поколение менеджеров, лишенных всякой шкалы нравственности, для которых приоритетом будет являться некая успешность. И не более того.


К сожалению, сейчас мы наблюдаем как раз именно такую тенденцию. И нам нельзя быть безучастными свидетелями этого процесса. Считаю, что нам надо отрешиться от заблуждения, якобы сейчас нужны в большей степени менеджеры… Нам нужны в большей степени граждане, причем граждане сознательные, способные отвечать не только за себя в настоящем времени, но и за своих детей, за свою страну в будущем.


В этом отношении современная образовательная система достаточно убога, поскольку она не предлагает никакой нравственной шкалы координат. Конечно, основы религиозной культуры, вне всякого сомнения, один из мощных, фундаментальных камней нравственного воспитания. Но это только один базовый блок, это еще не весь фундамент основания.


Народные школы таких известных педагогов, как Рачинский, как святитель Иннокентий Московский, в значительной степени повлияли на то, чтобы Россия стала великой страной.


Если бы не было народных школ, если бы не было, по словам поэта Николая Некрасова, «сеяния разумного, доброго, вечного», то, пожалуй, и не было бы великой России, каковой она стала в конце ХIХ — начале ХХ века. И это всецело заслуга просвещения, образования. Какого именно?

Обратите внимание на эти слова, обращенные к учительству: «Сейте разумное, доброе, вечное».


— Да, действительно, речь идет не о теореме Пифагора…
— Это главный посыл народной школы, который, к огромному сожалению, отодвигается сейчас на второй план. Почему этот опыт не учитывается? Почему об этом не говорят? Не знаю.


Введение основ религиозной культуры для нашей многоконфессиональной страны вовсе не является каким-то новшеством и революционным прорывом. Я бы назвал этот процесс весьма «ожиданной» и, более того, необходимой мерой. Поскольку то, что сейчас предлагается нашим детям в качестве пищи для ума и души, я назвал бы страшным суррогатом.


Сейчас происходит коммерциализация информационного пространства. Для школьника сейчас стоит проблема не что почитать, а как оторваться от сайта «В контакте». Кроме того, есть еще мощная игровая индустрия, которая не взирает ни на какие условности. Все, что является ценным в человеке: его духовность, взгляды, мировоззрение, — игнорируется, главное — продать свой продукт.

Яркая упаковка, умелый промоушен —и успех обеспечен.


Государство должно понимать, что даже с экономической точки зрения ему не все равно, каких людей выпускает школа. Ведь ученики — это еще и будущие налогоплательщики. И государству совершенно невыгодно, если школа будет выпускать не работоспособных граждан, а маргинальных людей, которые не способны интегрироваться в общество, не смогут получить нормальную профессию и вообще не захотят работать.


Основы религиозной культуры, на мой взгляд, своего рода прививка от бездуховности. Святейший Патриарх недавно подчеркнул связь духовного образования Русской православной церкви и светского образования Российской Федерации. Этим системам есть чему поучиться друг у друга, у них есть большое поле для диалога.


И еще — очень важно, что президент отметил высокую роль учителя, предложил меры по определению статуса учителя в современном обществе. С этим я согласен на все сто процентов, тем более что у меня тоже есть опыт работы в школе.


Люди, которые отвечают за образование, здравоохранение, общественный порядок в государстве, должны быть самыми уважаемыми и самыми лучшими людьми в обществе.


— Вы сказали, что сами работали в школе?
— Это было достаточно давно, в конце 80-х — начале 90-х годов. Одним словом, я застал еще советскую школу, преподавал историю и общество-знание. Я знаю труд учителя, знаю, насколько он тяжел. Но я с благодарностью вспоминаю то время. Работа в школе очень много мне дала.


— Что вы ждете от Года учителя?
— На недавнем педагогическом форуме я уже высказал свое мнение, что здесь ни в коем случае не должно быть фарисейства. Год учителя — это хорошо, но желательно, чтобы забота о здоровье нашего национального образования не превращалась в кампанейщину.

Если мы сейчас не сохраним нашу школу, если мы превратим ее в поле для бесконечных экспериментов, то мы потеряем еще не одно поколение наших граждан. Возьмем хотя бы ЕГЭ. Кому могла помешать традиционная форма сдачи экзаменов и что в ней было плохого? В вузах сохранены привычные экзамены, и никто не страдает от этого! Нельзя сводить все к тестам.

На мой взгляд, люди, которые это придумали, относятся к системе образования без должного уважения.


Одним словом, в данный момент достигнут самый низ амплитуды, но по всем законам природы, а значит, и Божественным маятник должен пойти вверх. После спада обязательно начнется подъем. Я убежден в этом.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты