Двенадцать автономок на атомоходе

20 Марта 2009

Однажды парнишка из сталеварской семьи вдруг отчаянно и бесповоротно заболел морем в сухопутном Челябинске. Причем не просто надводным Военно-морским флотом, а подводными лодками

Однажды парнишка из сталеварской семьи вдруг отчаянно и бесповоротно заболел морем в сухопутном Челябинске. Причем не просто надводным Военно-морским флотом, а подводными лодками. Осуществляя свою мечту, подающий спортивные надежды боксер, еще и математикой увлеченный, Владимир Ворушилин убыл из Металлургического района осуществлять свою мечту во Владивосток. С намерениями поступать, наверное, в самое элитное высшее мореходное училище страны — Тихоокеанское ВММУ имени адмирала Российского флота Степана Макарова.

И вот характер побед. Все преодолел, даже не совсем удобные для моряка-подводника личные физические габариты — рост под два метра, а кулаки — размером с добрый кочан капусты! Человек-гора, да и только! Еще курсантом будущий штурман атомных подводных крейсеров «Буков» (проект 667 БДР, вооруженный миасскими ядерными баллистическими ракетами) Володя снискал лавры чемпиона по боксу Краснознаменного Тихоокеанского флота…
Не только спортивные звания заработал на подводном флоте наш земляк. Был признан лучшим штурманом атомных ракетных субмарин знаменитой Третьей флотилии атомных подводных лодок. Ни в чем природа не обделила «Вову-Маленького», как его по-дружески именуют подводники и сегодня. Он сумел сделать несколько изобретений, которые помогают в десятки раз точнее определить в любой данный момент координаты подводной лодки под вечными паковыми льдами Северного Ледовитого океана. А эта точность весьма важна для боевых пусков ракет — текущие координаты подводного крейсера вводятся в полетное задание ракеты. От этого в первую очередь зависит точность боевой стрельбы. Во всяком случае экипаж атомохода, где штурманской боевой частью командовал Владимир Ворушилин, никаких огрехов и промахов при пусках из-под толщи паковых льдов не испытал ни разу.


Еще одна любопытнейшая деталь. В годы перестроечного разрушения подводного флота нашей великой державы Владимир Васильевич, как и многие боевые офицеры российского флота, одним росчерком чиновного пера был списан на берег. Сокращение Вооруженных сил… Тогда Владимиру исполнился 41 год, самое время служить и дальше. При том, что подводная выслуга лет составила…37 лет! Не надо, конечно, думать, что Владимир Васильевич пришел на флот в возрасте четырех лет. Просто постоянно был в боевых походах, боевых дежурствах, осуществлял ракетно-ядерный укор супостатам. А в такое время служба учитывается, как на реальной «горячей» войне, хотя война была «холодная», то есть год боевых походов шел за два, а то и за три года службы в обычном гарнизоне.


Дрейф, оказывается, состояние не только боевого корабля в океане, но и всех важнейших навигационных приборов, допустим, штурманских гирокомпасов и гироустановок. Понятно, если на самое крошечное расстояние «гульнула» ось гирокомпаса, то и реальные координаты подводной лодки будут отключаться на многие морские мили. Например, до введения изобретения Владимира Ворушилина обычный гирокомпас за час работы мог чуть изменить направление своей оси на три тысячные градуса. Это весьма прилично, хотя с помощью специальных таблиц поправок и коэффициентов «гуляние» оси гирокомпаса можно хоть как-то компенсировать. Но это осуществить очень сложно в боевых условиях, кроме того есть опасность, что ошибка может наложиться на другую — в итоге отклонение о-го-го! И боевой ракетой можешь попасть не по военно-морской базе противника где-нибудь в Тихом океане, а в мирный австралийский город, например. Так вот, не раскрывая сути изобретения (открытия?) Ворушилина, его гирокомпасы давали дрейф оси всего лишь четыре угловых секунды за год работы.
Это всего один кабельтов, то есть ошибка в двести метров при определении координат. Никто, кроме моего героя, до таких конструкторско-изобретательских решений в тончайшем деле подводной и ракетной навигации до сих пор не додумался.
Вот тебе и кандидат в мастера спорта по боксу! Бокс, однако, ракетно-ядерный получается…
— Мне в жизни очень крупно повезло, — говорит Владимир Васильевич. — Во-первых, с прекрасными преподавателями, настоящей элитой Военно-морского флота России. Специализировался на кафедре технических средств кораблевождения, застал еще тех наставников, кто сам воевал в годы Великой Отечественной войны, кто создавал мощь российского флота. Во времена СССР только одна наша кафедра обеспечивала потребность Военно-морского флота практически наполовину. А что касается моего навигационного гироскопа, то с его помощью можно осуществлять автоматическую посадку любого самолета в сложнейших метеоусловиях.


Вот так, из глубин океанов в небеса — таков богатырский размах изобретательской мысли «Вовы-Маленького» с ЧМЗ! Одна вот только беда: совершенно уникальная разработка нашего земляка, как водится на Руси, затерялась где-то в чиновных кабинетах. А скольких авиакатастроф можно было бы избежать при «слепых посадках» самолетов, используя всего лишь разработки Ворушилина! Недаром в Третьей флотилии окрестили уральского уникума как человека, способного определить в сложнейших условиях точные координаты по неточным радионавигационным данным. На флоте среди штурманов это звучит так: поймать небесную звезду через горлышко бутылки.
Конечно, после бездарного и бездушного «реформирования» российского флота Владимир Ворушилин, молодой флотский пенсионер, без дела на завалинке не посиживал. Преподавал штурманское дело в одном из ведущих военно-морских вузов. И опять угодил под «перестроечный топор» — не требуются, оказывается, флоту опытные и преданные своему делу офицеры…
Двинул со всей ему присущей мощью и напором в… экономику. Стал автором «Теория экономики. Золотое сечение», в рамках которой вполне четко доказывает истоки нынешнего кризиса в российской экономике. По его мнению, это не что иное как очередной, «постчубайсовский» передел собственности. Свой собственный взгляд имеет и на теорию демократии: выбирать нужно продуктивные идеи, а не очередного сладкоголосого деятеля. Вот тогда, возможно, наступит власть здравого смысла, разума — никак не блюстителей корпоративных интересов очень узких социальных прослоек общества.


А еще Владимир Ворушилин, боевой капитан второго ранга атомных подводных крейсеров, внезапно ощутил в себе тончайший дар. Дар народного целителя, чувствующего своими ладонями все нарушения биополя человеческого организма. Многих исцелил. Что характерно, абсолютно бесплатно. Может быть, чтобы стать таким, необходимо не один десяток лет прокладывать за тридевять морей-океанов точный боевой курс подводного крейсера? А возможно, этот дар был заложен многими поколениями его предков, уральских металлургов? Не берусь судить, тем более что-то рекламировать. Просто это небольшой рассказ о нашем замечательном земляке, подводнике, штурмане, изобретателе, народном целителе…
Вчера, в День подводного флота России, этого очень скромного в жизни человека коллеги поздравили с профессиональным праздником. Присоединяюсь!

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты