Наш Нестор-летописец. «Пороги»

14 Апреля 2009

Легко ли быть Нестором-летописцем родного предприятия, которому отдано много лет жизни? Всегда есть опасность потерять свежесть взгляда, может, как говорится, «глаз замылиться»

Легко ли быть Нестором-летописцем родного предприятия, которому отдано много лет жизни? Всегда есть опасность потерять свежесть взгляда, может, как говорится, «глаз замылиться». Тем более что предприятие особое, первенец первых пятилеток, флагман ферросплавной, электродной и абразивной промышленности страны, потому и мера ответственности совсем иная. История ЧЭМК — это целая эпоха, во многом до работы Эрнста Подтяжкина никем и нигде не копанная.

Оно и понятно: даже проработав на заводе десятки лет, многое просто не узнаешь — до сих пор в архивах документы об этом заводе имеют гриф «секретно». На днях состоялась презентация очередной, седьмой книги Эрнста Подтяжкина «Пороги». Человек несведущий может задаться вопросом: какая может быть связь между памятником природы и техники в Саткинском районе, вошедшим в список памятников мирового значения по классификации ЮНЕСКО, и ЧЭМК? Самая что ни на есть прямая! Читаешь книгу «Пороги», посвященную первым российским электрометаллургам — уральским мастеровым, техникам и инженерам, раскрывшим тайны выплавки ферросплавов, как некий захватывающий приключенческий роман. Притом что книга изобилует множеством архив¬ных документов, впервые обнародованных и обнаруженных Эрнстом Алексеевичем. Вдобавок автор ни на йоту не позволяет в изложении улестить читателя какими-либо захватывающими легендами, буйством авторской фантазии. Все строго документально: от того, какую спецодежду выдавали первым плавильщикам, до доносов стукачей-сексотов и меню заводской столовой.
Душа неуспокоенного журналиста, начавшего работать в газетах более полувека назад, требовала собрать воедино все драгоценные крупицы истории. По масштабности и глубине проникновения, анализу фактов «Порогам» нет равных… Эрнст приоткрыл завесу времени, подробно сообщил, например, как горный инженер Александр Филиппович Шуппе, заядлый рыбак, охотник, ценитель уральской природы, еще 29 сентября 1905 года подал прошение министру финансов Российской империи об отводе казенных земель в Саткинском районе под будущую стройку.
Даже по современным позициям место первого в России ферросплавного завода было выбрано мастерски точно. Рядом леса, где углежоги добывали уголь, богатейшие запасы кварцитовой руды. Неподалеку знаменитое Бакальское железорудное месторождение, железная дорога. А электростанция на реке Большая Сатка, построенная в рекордные, даже по современным временам, сроки, исправно давала электрический ток. Кстати, скоро будем отмечать столетие с момента пуска электрометаллургического комплекса на Порогах.
Добавлю, что до завода в Порогах царская, а потом и Советская Россия закупала ферросплавы, без которых не получить ни килограмма качественной стали, за границей за золото. Иные лигатуры обходились по цене вровень с золотом.


Именно в Порогах у Шуппе и его мастеров плавильщики гиганта ЧЭМК, в том числе будущий директор, Герой Соцтруда, один из первых почетных граждан Челябинска Владимир Гусаров, набирались опыта, учились технологии. Технологии в то время для металлургов неизведанной…
Книга охватывает лишь одно десятилетие: Пороги, учеба там мастеров будущего ЧЭМК, строительство и первые годы челябинского ферросплавного завода. Из книги можно узнать даже, какую спецодежду получали рабочие будущего флагмана ферросплавной промышленности. Глава «При лаптях, но в очках» помещена вообще безо всяких авторских комментариев. Сами по себе сухие строки из приказа Наркомата СССР от 29 ноября 1929 года впечатляют сильнее любой придуманной красивости. Рабочему-мраморщику полагались, например, всего лишь пиджак, лапти лыковые, веревочные обмотки, очки… Такая деталь говорит о трудовом подвиге первых электрометаллургов значительнее и точнее, чем самые распрекрасные лозунги и призывы…


Какие еще книги вышли из-под пера Эрнста Подтяжкина? Фундаментальная «Российский сплав», «Судьбы моей маршрут» (совместно с Владимиром Гусаровым), «Алундовый бастион» (о становлении производства абразивов), «Золотой электрод», «Тяжелый металл» (вольфрамовое производство), «Круг Вулкана». Замечу, что книга «Судьбы моей маршрут» рождалась так — дважды в неделю Гусаров и Подтяжкин запирались в кабинете, и Владимир Николаевич делился воспоминаниями. Вот только беда случилась: когда Гусаров умер, какой-то рьяный любитель чистоты… выбросил уже готовую рукопись в мусор. Подтяжкину пришлось почти год восстанавливать ее по памяти и заметкам в блокноте. Причем свою фамилию рядом с прославленным Гусаровым мой герой указать постеснялся…


Да и «Пороги» вообще вряд ли бы когда увидели свет, если бы не понимание ее важности председателем профкома ЧЭМК Александром Баженовым. Он сумел-таки найти для издания хоть и невеликие деньги, но вовремя. Книга издана скромно, две трети бесценного материала так и осталось в авторской рукописи. Да и не всякий сможет ее увидеть — тираж всего пятьсот экземпляров…
А где мой героя сегодня? Позвонил ему домой, услышал: «Эрнст весь день работает в архиве». Поиск продолжается.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты