Ему не страшен серый волк

7 Мая 2009

Охотники-промысловики области хорошо знают имя пластовчанина Адисона Сафина. Еще бы не знать — он абсолютный чемпион по добыче хищника сильного, умного, хитрого — серого волка

Охотники-промысловики области хорошо знают имя пластовчанина Адисона Сафина. Еще бы не знать — он абсолютный чемпион по добыче хищника сильного, умного, хитрого — серого волка.

Великий этолог, специалист по поведению животных, Конрад Лоренц так определил сущность серого разбойника: «это существо размерами с дога, но с подвижностью фокстерьера». И это правильно, каких только фокусов не выделывает волк ради добычи парного мяса или спасения собственной шкуры! Знатоки-волчатники утверждают, что волк намного хитрее и проворнее рыжей кумушки-лисы, вопреки всем легендам, сказкам и былям. Волк, оказывается, способен, например, петлять, запутывать свои собственные следы в случае опасности, что твой заяц! Точно такие же петли, скидки, возврат по собственным следам, только во сто крат хитрее. чем это делает косой. Непросто, даже имея современное оружие, добыть волка — не техника зачастую определяет исход поединка человека с волками, а хитрость, и изворотливость серого. Я не беру в качестве примера отстрел волков
с вертолетов в сравнительно безопасной местности, там исход понятен. А если лес достаточно густой, то и вертолет человеку не подмога. Рассказывают волчатники такие случаи вроде того, что волки встают вертикально и упираясь передними лапами в дерево,  прячутся за сосной-елкой от прицелов охотников с вертолета… Наверное, все волчьи хитрости и увертки знает мой собеседник — охотовед из Пласта Адисон Сафин. Очень даже непросто стать абсолютным чемпионом-волчатником, на счету Сафина 145 волков, добытых разными способами. Вообще-то Адисон Хаматович в совершенстве владеет аж двадцатью четырьмя (!) способами добычи волка.

— Не надо думать, что всех этих волков я добыл в одиночку, — говорит Адисон Хаматович. — Тот, кто говорит, что добывает волка в одиночку, или хвастун, или дилетант. Волк — существо настолько умное и социально высокоорганизованное, что в одиночку его взять возможно практически только в редких случаях.
— Хаматович, а не жалко вам истреблять столь мощного и красивого зверя, имеющего к тому же прозвище «санитар леса»?
— Саныч, начнем с того, что во время охоты еще вопрос, кто за кем охотится. Однажды пошли мы втроем на волка по свежей пороше. Казалось бы, идеальные условия протропить, вычислить зверя по его свежим следам. Не тут-то было! мой приятель Сергей, вызвавшийся на спор единолично вытропить волка в небольшом лесочке, так запутался в следах хитрющего серого, что сам заблудился. Оказался уже не в роли охотника, а запутавшейся в хитроумном следовом лабиринте дичи. Кое-как мы Сергея из леса выкликали, конечно, о продолжении охоты на серого хитреца не могло быть и речи. Он по-своему, по-волчьи вдоволь надсмехался над охотником, которого неопытным не назовешь.
Что касается расхожего выражения «санитар леса» применительно к волку, то это придумка, не имеющая ничего общего с реальным положением дел. Конечно, волк может во время бескормицы польститься и на больное животное или подранка, но это происходит от безысходности, а совсем не от грозного характера волка. Волку подавай свежатинку первого сорта, чтобы парное мясо было еще горячим. Приведу несколько примеров из своего охотничьего опыта.


Однажды в Санарском бору, недалеко от Метликина кордона, шел по волчьему следу. И в этой открытой книге летописи природы, где все записано цепочками следов, прочитал, что волчара, судя по размеру следа, матерый, абсолютно проигнорировал косулю-подранка. Они встретились чуть ли не нос к носу, волку ничего не стоило косулю завалить. А вот надо же, не понравилась она ему, не соответствовала гастрономическим идеалам! Другой случай был в Михайловском бору у Поварни. Браконьеры тяжко ранили здоровенного лося, он обезножел, задние ноги отказали. Браконьеры лося не добили, бросили такого в лесу. Сам видел — вокруг лося было множество волчьих следов, но на такую лакомую и легкую добычу ноль внимания. А вот еще одна лесная трагедия, свидетелем которой был в Санарском бору. Стая из восьми волков выгнала из лесопосадок семейство из трех косуль и кинулась их преследовать. Первым выбился из сил косуленок, остановился. что вы думаете? волки промчались мимо, проигнорировав легкую добычу! Второй встала, не выдержав погони, самка. И тоже волки на нее даже не взглянули, преследуя сильного, в самом соку жизненных сил самца. Его и зарезали. Волчья логика здесь простая — сначала выбить из стада самое сильное животное, а более слабых добыть всегда успеется. То есть двух косуль волки припасли про запас, на будущее.


Так о каких же «санитарных функциях» волка можно вообще говорить?! Эти примеры не какое-то исключение из правил — это норма поведения волка. Там, где расплодились волки, гибель всему живому. Как диким животным, так и домашнему скоту. Особенно это оценил, когда по охотоведческой линии приходилось заниматься восстановлением лесного поголовья лосей и косуль. В природных условиях волк, безусловно, умнее человека, потому и охота на серого хищника идет коллективно, но человек — коварнее.
— Как же охотиться на волка и как волк охотится?
— Что удивительно, самый эффективный способ охоты человека на волка с точностью один в один совпадает по своему принципу с излюбленным методом… волчьей охоты! Ни один вид зверя не организован на столь высоком уровне, как волк. Как в охоте человека на волка или иную дичь, есть строгое распределение ролей — есть загонщики, что вспугивают и нагоняют дичь на добытчиков. Только человек с ружьем стоит на своем номере, которое определяет егерь, а добытчики в стае волков бегут наперерез и «назначаются» главарем стаи. Чаще всего матерой волчицей, поскольку у волков преобладает матриархат. Такая облавная охота — высший тип поведения серого волка Canis Lupus при добыче пищи. Кстати, считаю термин «стая волков» абсолютно неверным, стая собак или шакалов — это бывает. А у волков совсем не стая, это — семья. Во главе — матерые волк и волчица. Остальные волки — переярки, прибылые, сеголетки — их потомство. Облавная волчья охота всегда имеет результативность сто процентов при добывании в пищу даже таких спринтеров дикой природы, как олени, антилопы, зайцы, косули, сайгаки… Ни один другой хищник в природе не может похвастаться такой эффективностью! Потому волчья семья (а она мгновенно, за пару лет разрастается до двадцати голов), страшное бедствие для дикой природы и сельскохозяйственного животноводства. Потому волчий народец очень умный и серьезный, требует к себе всяческого уважения.


— Хаматыч, а как вас вообще в профессионалы-охотоведы занесло?
— Сам не знаю, как заболел охотой. Но когда мне было двенадцать лет, буквально выплакал у любимой бабушки Кати старую рассверленную берданку выпуска 1911 года. Жили мы тогда недалеко от Пласта, в Чуксе. Так что с детства прошел с ружьем все окрестные места. Потому для учебы выбрал неблизкий пушно-меховой техникум в Иркутске. Стал охотоведом-звероводом, а учился у таких знаменитых знатоков охотничьего дела, что ими заслуженно гордилась Сибирь. Потом в Иркутске же окончил факультет охотоведения в институте, но считаю, что учеба в техникуме в плане практических знаний, опыта, умений дала значительно больше. Кстати, там же встретил свою будущую жену Ядвигу, она у меня тоже охотовед по образованию…
— Здорово! Два охотоведа в одной семье! Конечно, нет проблем отпрашиваться у супруги в лес на охоту?
— Конечно же! Но зато вдвойне бывает стыдно, а это хоть редко, но случается, когда возвращаюсь с охоты без трофеев.
— Мне до сих пор непонятен механизм действия цвета красных флажков, ведь волки-дальтоники, видят все в черно-белых тонах…
— А красный цвет как раз необходим совсем не для волков, а для… охотников. Чтобы самому в лесу флажки не потерять и четко в любую погоду видеть границу загона. Флажки на волка действуют совсем не цветом — хоть белые повесьте, эффект будет точно такой же. Весь секрет в… колебании от дуновений ветерка совершенно непонятных для волка предметов. Хотя, конечно, есть множество случаев, когда этот умнейший зверь всю флажковую границу игнорирует.


— Вабить умеете?
— Выть по-волчьи, вабить, умеет, вероятно, каждый охотник. Причем, когда вабишь, на сто процентов жди в гости волков, пришедших проверять, кто это посмел их территорию, кормовые угодья нарушить…
С охотоведом Сафиным, волчатником-чемпионом, мы проговорили у костра, наверное, целый день. Звучали и были-бывальщины, и рассказы, мне, неопытному в охотничьих премудростях человеку, казавшиеся просто небылицами. Думалось, вот он истинный хранитель живых богатств, которому приходилось множество раз во время охоты на волков возвращать природное равновесие.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты