Профессор Парфентьев: "Во времена Кирилла и Мефодия музыку записывали... кириллицей"

23 Мая 2009

До появления современных способов записи музыки, во времена просветителей Кирилла и Мефодия на Руси научились записывать звуки музыки, ее ритмы особыми «крючками» Их было, оказывается, несколько сотен. Даже просто запомнить и понимать музыкальные древнеславянские записи большое искусство! Сегодня ученые пытаются расшифровывать древнерусские музыкальные рукописи, которые теснейшим образом связаны с кириллицей.

До появления современных способов записи музыки, во времена просветителей Кирилла и Мефодия на Руси научились записывать звуки музыки, ее ритмы особыми «крючками» Их было, оказывается, несколько сотен. Даже просто запомнить и понимать музыкальные древнеславянские записи большое искусство! Сегодня ученые пытаются расшифровывать древнерусские музыкальные рукописи, которые теснейшим образом связаны с кириллицей.

Накануне Дня крещения Руси, Дня памяти равноапостольных святых Кирилла и Мефодия, накануне Дня славянской письменности и культуры побывал на кафедре искусствоведения и культурологии исторического факультета ЮУрГУ. Мой собеседник — автор авторитетной научной школы в деле восстановления секретов древнеславянской азбуки (особенно в части, касающейся записей древних композиторов-распевщиков, музыкальных теоретиков тех далеких времен, певцов-спеваков), профессор, заслуженный деятель науки, дважды доктор наук, исторических и искусствоведения, Николай Парфентьев. Он возглавляет кафедру искусствоведения ЮУрГУ и как раз в момент прихода корреспондента заканчивал подготовку очередной научной региональной конференции «Традиции и новации в отечественной духовной культуре».

Надо отметить, что их в ЮУрГУ прошло уже пять, нынешняя, шестая, по своему уровню не является исключением. Местная научная школа сделает честь любому столичному университету. Конечно, все доклады посвящены Дню памяти Кирилла и Мефодия, авторов нашего алфавита, который до сих пор именуется в просторечии кириллицей.


Много услышал о жизни и деяниях братьев-подвижников, которым удалось совместить самым удачным образом воедино греческий стиль написания букв и славянскую фонетику. И все это происходило на основе культуры Византии в 60-е годы IХ века. Сначала в Болгарии и Сербии, потом братья-просветители дошли и до Руси. Вероятно, эти факты знают многие, но в наш англо-компьютерный век нелишне еще раз напомнить о наших духовных корнях… Например, хотя бы то, что после смерти Кирилла общее святое дело продолжил его младший брат — Мефодий. Оказывается, было два варианта нашего праалфавита: кириллица и глаголица. Глаголица, как более сложная и менее универсальная система, постепенно к XIII веку отпала и была забыта. Так что мы и сегодня пишем и читаем именно по кириллице.

Не так широко известно, что до появления современных способов записи музыки, во времена просветителей Кирилла и Мефодия на Руси научились записывать звуки музыки, ее ритмы особыми «крючками» Их было, оказывается, несколько сотен. даже просто запомнить и понимать музыкальные древнеславянские записи большое искусство! Сегодня ученые пытаются расшифровывать древнерусские музыкальные рукописи, которые теснейшим образом связаны с кириллицей.

Понятно, что таких научных центров в стране единицы. Один из них в ЮУрГУ. Например, наши земляки — признанные лидеры в России по изучению особого творческого направления в русском профессионально-музыкальном искусстве «Усольское мастеропение» или, другими словами, строгановская школа древних песняров на Урале. Сегодня усилиями Николая Парфентьева и доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств России Натальи Парфентьевой это одно из самых мощных направлений русской культуры исследовано значительно подробнее, чем, например, московское, новгородское, монастырское. Этот семейный дуэт ученых-исследователей привлек период ХVI—XVII веков прежде всего потому, что в это время произошел масштабный выплеск народного песенного искусства на Руси. Если раньше записи славянской музыки, духовных песнопений авторства не имели, были безыменными, то в эти века все записи имели своих авторов — древних композиторов и, как сейчас говорят, поэтов-песенников.


Сейчас ведем работу по исследованию московского направления «древних песняров» канонического направления, готова и монография, — рассуждает профессор Парфентьев. — Скажу, что царь Иван Грозный музыку и слова песнопений сочинял, умел сам записать славянскими «крючками». Видимо, не было у него на душе спокойно после всех кровавых деяний, после ужасов опричнины. Потому и пытался замолить царь свои грехи сочинением духовных песнопений. Одна дошедшая до наших времен вещь Грозного-композитора — песнопение «В честь иконы Владимирской Богородицы», а вторая —«В честь митрополита Петра, главного патронального святого Руси». Считаем, что хотя и была выпущена пластинка с музыкой Ивана Грозного, но сама расшифровка записей весьма далека от идеала. Потому мы сейчас работаем, восстанавливаем музыку, написанную Иваном Грозным. Среди русских царей композиторство, кстати, не было какой-то редкостью. Например, славянскую музыку писали «крючками» царь всея Руси Алексей Михайлович, его сын Федор Алексеевич. А его брат Петр Алексеевич, более известный как Петр I, очень даже увлекался песнопением, сам частенько на церковном хоре исполнял басовые партии…


Много чего узнал во время разговора с Николаем Парфентьевым. Во многих епархиях Русской православной церкви, например в храмах Москвы, пытаются в наше время вернуться к вековым корням славянского духовного песнопения. Там церковные хоры исполняют древние канонические мелодии, восстановленные учеными по загадочным «крючкам». У нас в храмах на Южном Урале пока такого нет, но знаменитый камерный хор под руководством народного артиста России Валерия Михальченко вполне прилично освоил в своем репертуаре древнеславянские духовные песнопения. Звуки музыки и голос наших предков.

Вот так, оказывается, древние звуки, казалось, навсегда угасшие в толще веков, можно восстановить заново. Достаточно «всего лишь» одолеть древнеславянскую музыкальную грамоту, в которой сотни разных знаков-«крючков». Парфентьев достиг в этом сложном деле заметных высот.

Еще один подводный камень в изучении нашей древней славянской музыки — запись, как ни странно, более новым стилем «Путь». Несколько сот значков, даже целые «формулы» должны указывать профессиональным певчим и долготу, и высоту звука, и мелодичность всей духовной композиции. «Путь» называется так потому, что это размеренное, торжественное, объемное и очень продолжительное пение исполнялось во время особых торжеств, крестных ходов под ритм шагов, на молебнах…
В Челябинске в день памяти равноапостольных святых Кирилла и Мефодия намечается по этому случаю крестный ход по городу. Послушаем, могут ли певчие ХХI века вспомнить истоки духовного пения века, например, ХV?

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты