Голова «садовая», а руки—золотые
Недавно, в самые яростные декабрьские морозы, мы вдруг погрузились в прелесть лета
Недавно, в самые яростные декабрьские морозы, мы вдруг погрузились в прелесть лета. Точнее, в самую урожайную его часть, когда и смородина поблескивает черными очами из-под узорного листа, и гроздья северного винограда соком и силой наливаются… Ошибки тут нет никакой: да, да, именно так — северный виноград, на тысячи километров отодвинувшийся от благодатного юга в наши северные Палестины. По этому поводу в Челябинске прошел первый в истории России национальный форум садоводов, селекционеров, производственников малого сельхозбизнеса «Южные культуры — в северные сады». Не совсем согласен с некой жесткой обязательностью, которая может быть прочитана за этими словами. Не нужно это движение народных академиков, селекционеров, садоводов-любителей отождествлять со знаменитой фразой, партийной командой Хрущева: «Кукурузу — за Полярный круг!».
Может быть, когда-нибудь и «на Марсе будут яблони цвести» — сие мне неизвестно. Но то, что такую теплолюбивую культуру, как виноград, можно вполне успешно и с ощутимыми урожаями выращивать в наших условиях да и заметно севернее, убедился на собственном опыте.
На несколько дней Челябинск стал эпицентром научно-практических «разборок» между селекционерами и рядовыми садоводами, аграриями-любителями. Хотя, конечно, любителями их можно назвать в том единственно верном смысле — дело свое садовое они любят безгранично и в нем сроки.
На уровне профессионалов селекционеров-генетиков у себя в огородах, наделах земли, за сарайкой выводят такие удивительные сорта, что диву даешься! Где интересно, та иллюзорная грань, которая вроде бы должна отделять садовода, селекционера-любителя от его коллеги-профессионала, что за свой многолетний труд и корпение над каждым сортом из казны жалованье, пусто и чисто символическое, но получает?
Всегда возникал у меня вопрос: а нужно ли выращивать ананасы в Анадыре?
— Ананасы выращивать на Колыме, конечно, ни к чему, а вот виноград, абрикосы и другая садовая прелесть ни нам, ни нашим соседям не помешает, — сказал известный селекционер-виноградарь из Южноуральска Николай Сергеев. — Конечно же, здесь немерено работы незаметной со стороны, но очень кропотливой. Чтобы растить южную нежную культуру севернее, совсем не означает — перевез черенки, семена, рассаду, да и все дела!
Каждая культура требует бережного внимания, постепенного, стадийного районирования, чтобы южная неженка десятки лет все больше привыкала к более суровому климату. На первом подобном форуме в Челябинске мы встретили золотые руки, настоящие «садовые головы» России.
Это, например, садовод-опытник, специалист по выведению и районированию сортов персика Борис Федоров (Владивосток), виноградарь из Арсеньева Виктор Мешков (Приморье), народный селекционер, супер-специалист по сортам черешни доктор сельскохозяйственных наук Коньшина Маина (Брянск), заслуженный агроном России, селекционер сортов абрикоса Иван Байкалов (Абакан), народный академик из Чебоксар Вячеслав Никифоров.
Да, щедра наша земля российская, надо только руки и душу приложить — сторицей воздастся! В этом убедился, пообщавшись с народным академиком, руководителем научного совета союза садоводов из Чебоксар Вячеславом Никифоровым. Грудь этого заслуженного человека украшала медаль нашего земляка Терентия Мальцева.
Да и сам народный академик Никифоров оказался нашим земляком. Родился в Магнитогорске, срочную службу в армии проходил на ядерном комбинате в Озерске, периметр охранял, тогда и «хлебнул» рентгенов сверх нормы. Казалось бы, все — кранты! Но Вячеслава Максимовича, будущего народного академика, спасла земля, точнее сорок соток земли за городом, где он начал экспериментировать с сортами различных растений.
На этой делянке у него произрастают многие тысячи различных зеленых друзей — несколько сот видов растений. Академик Никифоров сейчас всего себя отдает делу интродукции, то есть приручению южных сортов к более суровому климату. Делом своей жизни он считает акклиматизацию капризных южан на климатической «ступеньке» — Чебоксары, а затем передачу эстафеты в более северные широты.
К примеру, растение глициния наши земляки могут лишь в справочнике увидеть. А у Никифорова — растет! Множество у него районированных к Северу южных капризуль: алыча, шелковица, черная бузина, сакура («Луизиана»), тладианта, дейция (совершенно для меня неизвестные) и даже огурчики красного цвета!
На самом деле это, конечно, не родственник огурца — клубеньковое растение, но огурчики точь-в-точь элитные корнюшоны. Те же пупырышки, ребрышки, семечки, размеры, даже вкус — но вот цвет огненно-красный! Экзотика, однако! Есть, конечно, у Никифорова для интродукции около ста сортов винограда, яблоки, груши и множество лекарственных растений, как правило, очень чутких и требовательных к уходу.
В определенном смысле народный академик-садовод, родившийся в Магнитке, хлебнувший радиации во время аварии на ПО «Маяк», как в зеркале ,воспитывает в капризных теплолюбивых растениях одно из главных своих качеств — выживаемость. Может быть, потому и Никифоров выглядит так, что никогда ему его 75 лет не дашь! Сам, что ли, корнями в свои сорок соток ушел?
Оттуда, что ли, как былинные богатыри, из сырой земли-матушки силы черпает?
Не знаю, как кто, но и не вполне хватало забот о пяти сотках картошки. А вот, поди, обработай сорок соток с сотнями сортов разнообразнейших культур?! Причем все приходится делать одному, за исключением дележа обильного урожая, тут помощников много. Есть у народного академика из Чебоксар свои «секретные помощники».
Инсектицидами, гербицидами и прочей небезопасной химией он не пользуется — нашел универсальное экологически и биологически безопасное, универсальное средство против всяческих вредителей. Это куры, бентамской породы. Они заметно отличаются от других пород. Шустрые, крупные, сообразительные и настолько летучие, что и четырехметровый забор для них не преграда!
Яйценоскость от этих кур-спортсменок невелика, но ни один вредитель от зоркого глаза и острого клюва не скроется. Бывает, конечно, что и гроздья винограда от бентамок страдают, но самые нижние ягоды. А может быть, шустрой бентамке и виноградиком хотелось душу потешить?! Имеет право на это надежный биосанитар опытных посадок академика Никифорова!
Вячеслав Максимович и сам готов свое биологическое оружие — кур виноградом кормить, лишь бы от вредителей на опытном участке было чисто.
Для моего друга в Уйском академик Никифоров передал десятка два черенков различных сортов винограда и корешки медоноса-чемпиона, асклепиаса. Эти корешки шли на производство отечественного каучука для оборонной промышленности нашей страны в годы Великой Отечественной войны… А теперь — важный медонос.
Такие вот дела: голова «садовая», а руки — золотые!
Поделиться

