Вода смывает память

17 апреля 2012
Вода смывает память

Многие иконы и книги погибают в молельном доме старообрядческой общины в Челябинске. Эту избушку в Советском районе города заливают грунтовые воды, аварии водопровода и губит равнодушие чиновников, отказывающих в маломальской помощи. Хотя ответов-отписок приверженцам старой веры в архиве общины предостаточно...

Десять лет староверы ищут помощи


Многие иконы и книги погибают в молельном доме старообрядческой общины в Челябинске. Эту избушку в Советском районе города заливают грунтовые воды, аварии водопровода и губит равнодушие чиновников, отказывающих в маломальской помощи. Хотя ответов-отписок приверженцам старой веры в архиве общины предостаточно...

 

Храм... на воде


Небогатое нынче хозяйство у Челябинской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной церкви. Это неказистая на вид избушка является не только молитвенным домом староверов, но и настоящим музеем, в котором собраны реликвии. Этим книгам, спасенным от уничтожения на кострах, насчитывается по три столетия. После знаменитого раскола приверженцев старообрядчества преследовали не только иерархи ортодоксального, утвержденного Синодом православия. Но и власти. Потому староверы-кержаки удалялись от мира подальше — в таежную глушь, в скиты. От чужих нескромных глаз и карающей десницы долой. Так получилось, что рудознатный и металлургический Урал в основном страрообрядцы-двуперстники создавали. Династия Демидовых, основавшая наш горнозаводский край, тоже из староверов.


И сегодня продолжается «эстафета» неуважительного отношения к староверам. Их попросту игнорируют. Помощи потомкам людей, основавших промышленный Урал, ждать не приходится. Хоть бы в знак уважения к убеждениям людям старой веры, осваивающим некогда Урал.


Теперь у староверов отнимают последнее — их святыни. Не собственными руками, а водопольем. Сезонными, весенне-осенними потопами и авариями, протечками на системах водопровода. Изгнанные из старого молельного дома в Ленинском районе Челябинска, они получили по завещанию одной из прихожанок общины ее дом-избушку в Советском районе города, в так называемой Колупаевке. Дом был весьма приличным, недалеко от транспортных магистралей, что немаловажно для староверов. Многие из них и фронтовики, и труженики тыла, возраст у большинства давно перешагнул пенсионный рубеж. Живут они скромно, особых льгот не требуют. Это вполне в духе стиля жизни староверов. Достаточно вспомнить хотя бы житие неистового протопопа Аввакума или неотрекшуюся от веры боярыню Морозову (смотри известную картину Сурикова), отправленную насильно в изгнание...

Староверам не хватает лишь одного — понимания чиновников и сочувствия к их убеждениям. Молельный дом вместе с древними иконами, рукописными книгами медленно погружается в трясину. А трясина — она рукотворная. Нет и не было никогда в этом районе Колупаевки дренажа, любых подобных грамотных инженерных систем ливневой канализации. Вырытую наспех земляную канаву по обочине дороги дренажной системой, конечно, назвать можно при обилии фантазии и полном отсутствии понимания остроты вопроса. В очередной раз, услышав сигнал «SOS» от староверов, убедился в этом.


В погребе избушки, который старики сами засыпали шлаком, плещется вода. Готовый аквариум — уровень воды вровень с половицами...

 

В плену равнодушия


Председатель совета Челябинской старообрядческой Поморской общины Дмитрий Каргаполов — человек грамотный, опытный, известный. Подполковник бронетанковых войск, имеется инженерное образование приборостроительного факультета ЮУрГУ (ЧПИ), учеба в военной академии, затем служба. Но и он никаким «кумулятивным снарядом» вот уже десять лет (!) не способен пробить броню чиновничьего равнодушия. Люди в кабинетах не понимают, что ущемляют приверженность земляков к старой вере. Попутно гибнут исторические реликвии, которые были сохранены, подчас ценою жизни, многими поколениями двоеданов-двуперстников. Официально признанная РПЦ руку помощи братьям-христианинам тоже православным подать не спешит.


Еще одна беда, навалившаяся на староверов, — особенность экономики. Бывшая Колупаевка интенсивно застраивается трехэтажными коттеджами. Они, конечно, фундаменты домов строят повыше, засыпают площадки под платные стоянки, что неизбежно приводит к тому, что грунтовые и ливневые воды стекаются к молельному дому-музею староверов. Некогда в крохотном огородике у этого дома можно было картошку сажать, а теперь в этой топи вплоть уток разводить. Она не высыхает даже жарким летом. Что можно сказать о «здоровье» редких книг, икон, других святынь?!


Вместе с членом совета общины восьмидесятилетней Полечкой, дежурившей в молельном доме в этот день, Дмитрий Анфимович вылавливал в доверху затопленном погребе мешки с картошкой. Зрелище не для слабонервных! В какие только набаты не звонил об этой беде — мировом потопе Дмитрий Анфимович! Даже Путину и Медведеву официальные челобитные посылал. Везде идет принцип «чехарды» — обмена бумагами и перекладыванием решения невеликой для мегаполиса проблемы с одних плеч на другие.


Замечателен в этом смысле ответ администрации Советского района. Не буду цитировать документ полностью со всеми входящими и исходящими реквизитами. Суть сводится к нескольким словам: сами проводите проектно-сметные работы и сами же их осуществляйте. Потом, правда, за бесплатно предложили завезти грунт, чтобы старики-прихожане насыпали его вокруг дома-молельни. Чем это поможет? Венцы сруба от этого не поднимутся вверх, а перепад уровней здесь около полутора метров. Это вполне справедливо отметил в своем документе в адрес общины начальник управления «Государственная жилищная инспекция» миндора области Р.Г. Нажипов. Вот его слова: «Для исключения затопления территории, молельного дома органами местного самоуправления необходимо срочно решить вопрос устройства дренажной системы поселка, в том числе участка, ограниченного улицами Сулимова, Тарасова, Волгоградская, капитального ремонта наружных сетей.


Учитывая значимость деятельности общины, наличие уникального исторического раритета, Управление «Государственная жилищная инспекция» Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области поддерживает решение о необходимости предоставления Челябинской старообрядческой Поморской общине помещения для проведения богослужений и размещения экспонатов действующего музея при молитвенном доме».


Но словом беде не поможешь, тем более что по своему статусу община старообрядцев попадает под постановление Правительства Российской Федерации № 713 от 29 августа 2011 года «О предоставлении поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям». Там, кроме субсидий, предусмотрено и предоставление нежилого помещения.
А здание, рядом со снесенным в лихие годы храмом старообрядцев, члены общины уже присмотрели... Ждем ответа чиновников. Посылаем им официальные запросы.

Александр Чуносов,
фото автора

 

Председатель Поморской старообрядческой общины Дмитрий Каргаполов

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты