Челябинские автомагистрали: транспортный узел развяжут виадуки

18 Сентября 2008

Автомобильные пробки в областном центре уже стали сущим бедствием и, по прогнозам аналитиков, если не принять экстренных мер, мегаполис ожидает транспортный коллапс. Как обуздать заполонивших наши улицы и дворы автомобильных монстров? Это я и попытался выяснить на улицах Челябинска и в кабинетах городской мэрии.

Евгений Аникиенко

Автомобильные пробки в областном центре уже стали сущим бедствием и, по прогнозам аналитиков, если не принять экстренных мер, мегаполис ожидает транспортный коллапс. Как обуздать заполонивших наши улицы и дворы автомобильных монстров? Это я и попытался выяснить на улицах Челябинска и в кабинетах городской мэрии.

Автопробки и виадуки

— Вся работа по реконструкции дорожной сети города ведется комплексно, в рамках утвержденной губернатором области концепции развития транспортной инфраструктуры Челябинска до 2020 года,— говорит заместитель главы Челябинска по транспорту и дорожному строительству Владимир Алейников.— А ежегодный план принимает городская дума. Этот вопрос — один из главных приоритетов мэрии, и за последние 3,5 года, я бы сказал, произошел революционный прорыв в решении наболевшей проблемы.

В реконструкцию дорог Челябинска в последнее время вкладываются огромные деньги: в прошлом году — около 3 миллиардов рублей, а в нынешнем — более 3,3 миллиарда. В 2007 году по инициативе партии «Единая Россия» на эти цели Челябинску был выделен из федерального бюджета миллиард рублей, в этом — столько же. Нынче город вложил в строительство и ремонт дорожной сети 1,4 миллиарда рублей, почти столько же выделила областная власть.

Многое уже сделано. В этом году удалось достроить Кировский мост через реку Миасс, обошедшийся почти в 300 миллионов рублей. Будет завершен и другой большой проект — строительство двухуровневого транспортного виадука на Свердловском проспекте — Черкасской. Он будет сдан в декабре этого года. Развязка позволит обеспечить бессветофорное движение в сторону Екатеринбурга и в Металлургический район. Здесь будут и плоскостные съезды, и два уровня эстакад, и подземный пешеходный переход. На его сооружение, как, впрочем, и других виадуков, в основном идут федеральные средства.

Недавно начато и два других масштабных проекта — строительство развязок в районе Копейского шоссе и по Братьев Кашириных — Труда — Российская. К примеру, виадук по Копейскому шоссе — улице Рождественского с выездом на автодорогу «меридиан» уже закладывается. Перед этим здесь проложили ливневый коллектор, засыпали щебень. Мегаразвязка обойдется почти в 4 миллиарда рублей и будет строиться два года.

Еще один масштабный объект, строительство которого уже начато,— развязка по улице Российской, на пересечении с улицами Труда, Братьев Кашириных и Свободы. Это самый крупный проект последних лет, его стоимость более 6 миллиардов рублей, срок строительства — три года. Сейчас здесь временный понтонный мост через Миасс, который демонтируют, а построят новый, самый современный.

— Эта двухуровневая развязка с мостовой переправой через Миасс позволит закончить формирование внутреннего транспортного кольца Челябинска,— комментирует Владимир Алейников.— Пока автотранспорт с Северо-Запада идет по проспекту Ленина через площадь Революции, где образуются гигантские пробки. А в перспективе автомобили будут ехать напрямую по улице Свободы в сторону железнодорожного вокзала и через имеющийся путепровод в Ленинский район. Улицу Свободы уже существенно расширили, в перспективе она обещает стать одной из главных магистралей города.

Одновременно на месте снесенного фермерского рынка от улицы Блюхера прокладывается еще одна магистраль в сторону железнодорожного вокзала. Дорога уже дошла от улицы Курчатова до Елькина, а в перспективе она будет выходить к вокзалу. Как пояснили в мэрии, это будет своего рода дублер перегруженной донельзя автотранспортом улицы Доватора.

Трамвайное кольцо «переедет» к ледовому дворцу

А как решаются транспортные проблемы жилого массива Северо-Запада Челябинска, прозванного спальным районом города? В районе Тополиной аллеи появились новые улицы Университет-ская Набережная (от Чичерина до Академика Сахарова), Макеева, Королева. На Краснопольской площадке улица Чичерина в этом году приросла от 40 лет Победы до 47-го микрорайона.

— Одной из главных артерий Северо-Запада скоро станет Новоградский проспект, который соединит этот район с автодорогой «меридиан»,— говорит начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации Челябинска Дмитрий Градобоев.— Тем самым замкнется еще одно малое транспортное кольцо города. Параллель Новоградского проспекта с улицами Чайковского и Рождественского будет иметь выход на Металлургический район и станет своеобразным дублером забитого автопробками Свердловского проспекта.

По мнению градостроителей, прокладка транспортных артерий даст стимул и для жилищного строительства новых микрорайонов. Например, улица Бейвеля (продолжение Чичерина), названная в честь первого градоначальника Челябинска, обеспечит доступ к новой Краснопольской площадке массовой жилищной застройки.

У Северо-Запада в перспективе появится и свой мост-дублер нынешней плотине через Миасс, интенсивное движение автотранспорта по которой вызывает, особенно в паводок, серьезные опасения. Этот транспортный узел развяжет будущий новый мост с выходом на улицу Братьев Кашириных и проспект Победы. Но это пока дело будущего: средства на реализацию очередного мегапроекта еще предстоит изыскать.

Немало вопросов возникает и в связи со строительством нового ледового дворца хоккейного клуба «Трактор» (а по соседству возводится федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии). Как болельщики будут добираться на окраину Северо-Запада, из центра города и отдаленных районов? И не придется ли им возвращаться ночью домой на попутке?

— Такого не будет,— заверяет Владимир Алейников.— Подготовка транспортных артерий уже идет. В этом году в районе ледового дворца шло строительство новых участков улиц 250 лет Челябинску, Салавата Юлаева, Татищева, проспектов Победы, Комсомольского и Новоградского. Одновременно проложили ливневую канализацию. На эти цели направлены 300 миллионов рублей, выделенные областью. В будущем году планируем построить и тяговую подстанцию (проект уже есть).

По словам вице-мэра, чтобы обеспечить бесперебойный проезд болельщиков к ледовому дворцу (он будет сдан в конце этого года), сюда переместят трамвайное кольцо, а по соседству будет и троллейбусное. В перспективе рядом, по улице Братьев Кашириных, будет возведено новое трамвайно-троллейбусное депо. От ледового дворца будут курсировать маршрутки, автобусы. В дни матчей в мэрии обещают уплотнить маршруты и продлить допоздна график движения общественного транспорта.

Проспект Ленина перекроют

Другой болевой вопрос транспортной сферы, который встанет уже в ближайшее время,— как быть в связи с предстоящим закрытием движения транспорта по проспекту Ленина в районе Комсомольской площади? На этот шаг придется пойти уже в ноябре этого года, когда здесь начнется строительство станции метро. Владимир Алейников признает, что это вызовет для транспортников немало неудобств, но городские власти постараются минимизировать потери. Предлагается пустить автомобилепоток в объезд, по улицам Ловина и Артиллерийской, ремонт которых частично проведен. Станцию метро планируется построить за два года, но в мэрии рассчитывают восстановить движение по проспекту Ленина раньше этого срока.

Между тем есть серьезные основания полагать, что движение транспорта по проспекту Ленина будет нарастать. Это во многом связано с жилищной застройкой поселка Чурилово. Там уже начато возведение пяти новых микрорайонов общей площадью жилья 500 тысяч квадратных метров. Пока здесь реконструируют 7,5 километра идущей к поселку улицы Линейной — продолжение проспекта Ленина. А многое придется создавать буквально с нуля — это такие объекты жизнеобеспечения, как водовод, канализационный коллектор.

Недавно к поселку Чурилово появился новый проезд — из Ленинского района, от Копейского шоссе, которое соединили с улицей Линейной через Енисейскую, идущую в объезд завода «Станкомаш». Дорога реконструирована, на станции Чурилово оборудован железнодорожный переезд. Так можно напрямую попасть не только в поселок, но и на Северо-Восток Челябинска.

Рабочую окраину закатают в асфальт

В последнее время обновились и дороги Ленинского района. В частности, закончена реконструкция улицы Барбюса. Раньше она была в непроезжем состоянии, и вот 3,8 километра этой улицы закатали в асфальт. Улица Барбюса, идущая параллельно улице Гагарина, должна разгрузить главную артерию Ленинского района, в перспективе здесь даже планируют пустить автобус.

В этом году дошло дело и до реконструкции Копейского шоссе: оно частично приведено в порядок от границы города до механического завода. А в следующем году, как заверяют в горадминистрации, шоссе подновят от улицы Машиностроителей до Гагарина. Кроме того, будет реконструирована улица Новороссийская. В целом же на ремонт и строительство дорог Ленинского района в 2009 году планируется из городского бюджета выделить 500 миллионов рублей. Часть из этих средств, видимо, пойдет на освещение улиц и дворов: оно уже завершено в Металлургическом районе, а в Ленинском во многих местах ночью темень непроглядная.

Впервые в городе начали приводить в порядок не только автомагистрали, но и квартальные и межквартальные улочки. На эти цели было выделено 270 миллионов рублей, работы велись на 170 объектах.

В этом году также реконструировали участки улиц Мамина, Хохрякова на Северо-Востоке Челябинска, 50 лет ВЛКСМ в Металлургическом районе.

А что делается для безопасности пешеходов? Идет реконструкция и уширение перекрестков. В 2008 году обновятся 25 перекрестков города. Кроме того, планируется вести строительство новых подземных переходов. Первый из них будет проложен «в комплекте» с транспортной развязкой на Свердловском проспекте (у поворота на ЧМЗ), на очереди — подземные переходы Братьев Кашириных — Кирова, Труда — Кирова, Свердловский проспект — Ленина, Энгельса — Ленина.

«Параллели» и «меридианы» мегаполиса

И еще один аспект транспортной проблемы: на окраинах Челябинска возводят немало пригородных поселков. К примеру, скоро между поселками Сухомесово и Береговым в живописном месте на берегу озера Смолино вырастет новый коттеджный массив. Другая застроечная площадка — 50 гектаров у поселка Смолино. Поселок Шагол прирастет на 500 тысяч квадратных метров малоэтажной застройки. А у поселка Новосинеглазово планируется построить 700 тысяч квадратных метров жилья — на 30 тысяч человек населения! Сюда придется тянуть инженерные сети, прокладывать дороги. На Троицком тракте у поворота на Новосинеглазово будет возведена транспортная развязка с путепроводом через железную дорогу.

Но транспортную проблему нужно решать в комплексе. Один из вариантов — прокладка магистралей-дублеров. К примеру, роль «дубля» Свердловскому проспекту отводится удлиняющейся улице Чайковского. Причем нужно идти не только в меридианальном (пока альтернативы автодороге «меридиан» нет), но и в широтном направлении. Улица Новомеханическая (продолжение Механической) призвана в перспективе стать своего рода дублером проспекта Победы. Но это пока только планы, а решать проблему нужно уже сегодня, не откладывая в долгий ящик.

Большие надежды автомобилисты возлагают на строительство дороги «обход Челябинска», которая позволит разгрузить улицы города, направив транзитный грузопоток в объезд города. Эта магистраль сооружается в основном на средства областного бюджета, ее строительство, которое уже близится к завершению, на особом контроле у губернатора Петра Сумина. Подобное большое транспортное кольцо недавно замкнулось вокруг Магнитогорска, теперь на очереди пуск челябинской кольцевой автодороги.
Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты