Челябинские метростроевцы планируют утроить объемы проходки

5 Декабря 2008

В Челябинске упорно ходят слухи, что строительство метрополитена на грани заморозки.
Но насколько они соответствуют действительности? Пока ясно одно: ожидаемое со дня на день заключение Росэкспертизы обновленного проекта положительным не будет.

В Челябинске упорно ходят слухи, что строительство метрополитена на грани заморозки.
Но насколько они соответствуют действительности? Пока ясно одно: ожидаемое со дня на день заключение Росэкспертизы обновленного проекта положительным не будет.

Что уже сделано и что еще предстоит сделать, чтобы вывести метрополитен из подземного кризиса?
Нынешние проблемы, по мнению первого вице-губернатора Владимира Дятлова, были заложены еще два года назад, когда по настоянию челябинской мэрии в первоначальный проект был внесен целый ряд изменений. В част-ности, было решено с 40 до 15 метров уменьшить глубину залегания туннелей, перейти с их чугунной облицовки на железобетонные тюбинги. Компания «ЧелСи» даже построила завод по их изготовлению. И вот необходимость этого ставится экспертами под сомнение.

Масла в огонь добавила и позиция Ростехнадзора. Проверка показала, что генеральным подрядчиком — ОАО «Челябметро-строй» не в полной мере выполняются требования законодательства по промышленной безопасности. Недавно вступившим в силу новым федеральным законом «О промышленной безопасности» эти требования ужесточены. В итоге оказалось, у метро-строевцев слабо налажен производственный контроль, а в подкорректированном проекте выявлен ряд потенциально опасных участков.

По иску Ростехнадзора 20 ноября Тракторозаводский районный суд Челябинска рассмотрел «подземное дело». На стройплощадке станции «Комсомольская площадь» выявлены серьезные нарушения. В частности, оказалось, что проходка туннеля от этой станции до ствола «251» велась туннелепроходческим комплексом «Ловат» без согласования с облуправлением Ростехнадзора плана горных работ на 2008 год, а изменения в проекте не прошли экспертизу. В итоге суд предписал приостановить на два месяца прокладку туннеля в районе Комсомольской площади. Правда, в случае досрочного устранения нарушений этот срок может быть пересмотрен.

— Почти все требования Ростехнадзора и суда мы уже выполнили, — заявляет генеральный директор ОАО «Челябметро-строй» Константин Абрамчук. — Работа «Ловата» приостановлена, но для его консервации, думаю, оснований нет: он поддерживается в рабочем режиме. Уверен, в перспективе, когда проект будет утвержден, потребуется и второй туннелепроходческий комплекс: отказываться от его покупки было бы серьезной ошибкой. Сегодня работа идет везде — на проспекте Победы, Торговом центре, площади Революции и даже на Комсомольской площади. Правда, на последнем объекте — на вспомогательных работах по строительству станции и ее инфраструктуры. На будущей станции метро «Проспект Победы», где раньше работы были приостановлены, недавно расконсервировали ствол. Большие перемены к лучшему на станции «Торговый центр»: недавно сюда поступило закупленное на средства области уникальное буровое оборудование, которое намного увеличит скорость проходки.
Кроме бурового оборудования закупаются и современные электровозы, вагоны, подземные миксеры, а также насосы и оснастка будущей станции. В 2009 году планируется закупить еще четыре локомотива и 36 спецвагонов для форсирования темпов строительства метро. В области принята долгосрочная программа приобретения техники для метростроя.

Впрочем, не исключено, что в условиях финансово-экономического кризиса часть планов придется отложить. Сегодня озвученный ранее пуск первой очереди метро — 2012 год — под большим вопросом. По наиболее пессимистическим прогнозам, на корректировку и согласование проекта в Росэкспертизе уйдет полтора года. Но срок может быть и уменьшен: для этого, считают метростроевцы, нужно привлечь, кроме челябинского института, и другие проектные организации.

Челябинское метро строится за счет трех источников финансирования: федерального, областного и муниципального бюджетов. Но пока основная доля этой ноши ложится на плечи региона, а мэрия увеличивать свой вклад не спешит. В целом в 2008 году на эти цели было выделено более миллиарда рублей: 600 миллионов — за счет областной казны, 556 миллионов — федеральной и только 3 миллиона — средства города. Метростроители заверяют, что эти деньги будут освоены. Ежемесячно только на проходке осваивается по 50 миллионов рублей, а за этот год эта цифра составит 600 миллионов, что на 20 процентов больше прошлогоднего уровня (тогда освоили 400 миллионов рублей).
А в будущем году метростроители намерены темпы проходки увеличить втрое. Планируется освоить на строительстве метро 4 миллиарда рублей. Но все будет зависеть от согласования проекта в Росэкспертизе.
Если фронт работ будет, придется привлекать и новых подрядчиков: одному Челябметро-строю эту ношу не потянуть. Уже сейчас на его объектах работают около 20 подрядчиков смежного профиля, и один проходческого — екатеринбургская компания «Горподземстрой». Но объем работ у екатеринбуржцев небольшой — примерно на 200 миллионов рублей.

Объявленные ранее мэрией конкурсы на привлечение подрядчиков (на 10,5 миллиарда рублей) пока, в связи с неопределенностью ситуации, отложены. Спешить с этим не резон: вдруг не будет работы? Вначале нужно утвердить проект. Да и попытки мэрии разорвать контракт с Челябметростроем —вовсе не лучший выход.
Немало вопросов вызывает и раздвоение заказчика: в мэрии созданы две такие структуры — МУП «Челябметротрансстрой» и дирекция строительства метрополитена. Зачем такое дублирование, коли у семи нянек… Сегодня, кстати, Челябметрострой никому ничего не должен, зато МУП-заказчик накопил солидные долги подрядчику.
Чтобы разобраться в нынешней непростой ситуации, губернатор Петр Сумин привлек специалистов-экспертов из Российской ассоциации заказчиков метроплитенов. Ее руководитель Евгений Крук пообещал помочь. Он уже бывал полгода назад в Челябинске по приглашению главы региона, дал свои рекомендации. И сейчас советы бывалых метростроителей будут, думается, как нельзя кстати.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты