Наш метрострой со столичным размахом
Как идет строительство челябинского метро
Как идет строительство челябинского метро? Долгие годы «стройка века» шла ни шатко ни валко, выделяемые средства недоосваивались. А из-за недоработок проекта проходка в районе Комсомольской площади по решению суда и вовсе была приостановлена. И вот работы возобновлены, наконец-то дело дошло и до строительства станции метрополитена «Комсомольская площадь». Корреспонденты «ЮП» побывали на этом крайне важном объекте, встретились со строителями, представителями заказчика и подрядных организаций. Что уже сделано за последнее время и что еще предстоит?
В мае 2009 года в Челябинске проходила персональная выставка главного архитектора московского института «Метрогипротранс» Николая Шумакова. На ее открытии именитый зодчий, который родился и вырос на Южном Урале, пообещал, что у челябинского метрополитена будет свое, неповторимое лицо.
Теперь, после победы «Метрогипротранса» на конкурсе по отбору проектной организации, есть надежда, что замыслы архитектора воплотятся в жизнь.
— Перемены большие, — говорит представитель заказчика-застройщика челябинской подземки генеральный директор МУП «Челябметротранс-строй» Ильдар Усманов. — 24 сентября 2009 года конкурс на ведение горно-проходческих работ первого участка метрополитена выиграла московская компания ООО «СМУ Ингеоком». Она и стала теперь генподрядчиком, роль которого раньше выполняло ОАО «Челябметрострой».
Но и прежняя структура продолжает работу на своих объектах — уже на началах субподряда. Прошло чуть больше месяца, а перемены к лучшему налицо. Они затронули и туннельную проходку, и строительство станции метрополитена.
По словам нового генерального директора ОАО «Челябметрострой» Тенгиза Шургая (он недавно сменил на этом посту Константина Абрамчука), все рабочие места сохранены, зарплата выплачивается вовремя и в полном объеме, что немаловажно в сложных условиях последствий финансового кризиса. Большую помощь строителям оказывает новый генподрядчик — компания «СМУ Ингеоком».
На стройплощадку поступила мощная современная техника — французский подъемный кран «Пойнт», итальянские буровые установки «Касагранде», с помощью которых устанавливаются сваи для ограждения станции «Комсомольская площадь». В работе уже два таких комплекса, в ближайшее время прибудет еще несколько.
На стройплощадке установлен высокоскоростной кран, который позволяет производить погрузочно-разгрузочные работы в несколько раз быстрее.
Продолжаются работы по строительству будущей станции метро «Комсомольская площадь», которая строится открытым способом. Горожане еже-дневно могут наблюдать подготовку к ее строительству — осуществлен перенос трамвайных путей на Комсомольской площади, продолжается переустройство объездной дороги.
Все это позволит начать строительство платформы станции, вестибюлей № 2 и 1, технических помещений будущей станции. Окончание строительства всего станционного комплекса с восстановлением проезжей части проспекта Ленина запланировано на конец 2011 года.
Помимо челябинских метростроевцев для строительства будущей станции метро «Комсомольская площадь» привлечены специалисты из Москвы, Перми и Екатеринбурга.
Наряду со строительством станции метро «Комсомольская площадь» сдвинулась с мертвой точки и проходка. Канадский туннелепроходческий комплекс «Ловат» снова вгрызается в грунт. Возобновление его работы согласовано с Ростехнадзором, соблюдаются все требования безопасности.
И первые результаты радуют: проходка с применением «Ловата» ускорилась в пять раз!
«Канадец» снова в работе! Причем отделка туннеля идет в «железобетонном исполнении», а не чугунными тюбингами, как в прежние годы.
Бетонные кольца метро, которые первое время приходилось завозить из Омска, теперь изготавливает новый завод челябинской компании «ЧелСИ».
Кроме «Комсомольской площади» расконсервированы и другие объекты метростроя. Работы идут и на станциях «Торговый центр», «Площадь Революции», «Проспект Победы» (там привлечена другая субподрядная структура).
По словам гендиректора ОАО «Челябметрострой» Тенгиза Шургая, с его приходом последовали серьезные кадровые перестановки. Несколько заместителей были сокращены, поскольку новый шеф компании считает, что ее управленческий аппарат был слишком раздут. Некоторые специалисты перешли в штат ООО «СМУ Ингеоком». Зато количество рабочих даже увеличено на сто человек: с четырехсот до пятисот.
Организация работ улучшилась, проходка ускорилась.
Необходимо утрясти еще один крайне важный вопрос — корректировку проекта метрополитена. Он во многом устарел и уже не соответствует требованиям времени. И хотя в первоначальный проект образца 1993 года в 2003 году были внесены серьезные изменения, и в этом варианте выявлено немало нарушений.
Чтобы ускорить этот процесс, заказчик МУП «Челябметротрансстрой» 2 октября 2009 года провел конкурс по отбору проектной организации. В нем победила одна из лучших таких структур в России — головной московский институт ОАО «Метрогипротранс».
Московские проектировщики работают в тесном взаимодействии с местными коллегами из института «Челябдортранспроект». В ближайшее время на доработке проектно-сметной документации будет освоено около 80 миллионов рублей.
Проектировщики учли все замечания экспертизы. Опасный геологический разлом в районе Комсомольской площади пройден, все опасения оказались напрасными. В новой версии проекта отказались от непродуманной предыдущей «корректировки», с уменьшением глубины туннеля до 15 метров, и «Ловат» постепенно пойдет под уклон до 46-метровой глубины.
Это особенно важно учитывать при прокладке туннеля под рекой Миасс, чтобы «над головой» метростроевцев был надежный щит из гранитных пород.
Сегодня, пожалуй, самый важный вопрос для метростроя — финансирование. Впервые за много лет запланированные на 2009 год средства — около 1 миллиарда 130 миллионов рублей — будут освоены в полном объеме.
— На сегодня освоено уже 1 миллиард 67 миллионов рублей, — говорит представитель заказчика-застройщика Ильдар Усманов. — Оставшихся средств хватит всего на несколько недель.
Представитель фирмы ООО «СМУ Ингеоком» Александр Геперидзе заверяет, что работы не будут остановлены и в декабре. Компания ЗАО «Объединение Ингеоком» (ООО «СМУ Ингеоком» входит в ее состав) готова авансировать эти работы. Но крайне важно, чтобы были выделены необходимые средства на 2010 год.
Чтобы поддерживать высокий темп работ, за год нужно осваивать 3—4 миллиарда рублей. Для более скромных, но все же неплохих объемов необходимо осваивать не менее 2 миллиардов, а при 600-миллионном финансировании придется перейти на режим консервации. Но это — самый пессимистический вариант.
В Челябинске, в отличие от Екатеринбурга (там в основном строительство метро финансирует мэрия), деньги на нужды метростроя выделяют поровну областной и федеральный бюджеты. В кризис средств у областной казны в обрез, в одиночку ей эту ношу не потянуть. Остается уповать на помощь из Москвы. Об этом шла речь на вчерашнем совещании в министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области.
Хочется верить, что «глас народа» будет услышан, и федеральный центр увеличит финансирование челябинского метростроя.
Поделиться

