Право это искусство добра и справедливости

3 Декабря 2009

У российских служителей Фемиды праздник — День юриста

У российских служителей Фемиды праздник — День юриста. Он отмечается во второй раз. С инициативой об учреждении в России нового профессионального праздника в свое время выступили депутаты Московской областной думы, обратившись с предложением в Ассоциацию юристов России. Оно было одобрено на съезде юристов в январе 2008 года, позже президент РФ подписал указ о введении нового праздника. В канун Дня юриста корреспондент «Южноуральской панорамы» встретился с ярким представителем этой профессии — обаятельной женщиной и опытным руководителем — председателем Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда Галиной ФЕДИНОЙ.


— Галина Александровна, как я слышал, юриспруденция для вас дело семейное…


— Можно сказать и так. Хотя мои родители к этой профессии никакого отношения не имели. Родоначальницей юридического «родового древа» стала я. Правда, мой муж Александр тоже стоял на страже закона — 30 лет проработал в милиции и вышел на пенсию в звании полковника. Единственная родная сестра работает в Законодательном Собрании области.

Наш сын Костя пошел по родительским стопам: окончил юридический факультет ЧелГУ, затем аспирантуру, защитился в диссертационном совете при Московской государственной юридической академии. Он кандидат юридических наук, работает судьей в Ленинском районном суде Челябинска.
Впрочем, такое не редкость.

К примеру, у нашего судьи Михаила Малышева мать, Капитолина Михайловна, до ухода в отставку более 40 лет проработала в Арбитражном суде Челябинской области. У другого нашего судьи, Галины Сундаревой, сестра Людмила Ярушкина в арбитражной судебной системе проработала более 30 лет, сейчас тоже в отставке. С ними вместе я когда-то начинала осваивать юридическую стезю.


— А что вас сподвигло избрать эту непростую профессию?
— Каждому хочется взять свою вершину в жизни. В детстве я серьезно занималась профессиональным спортом. И это оставило свой след. Важно в любом деле выкладываться полностью, на сто процентов. Кстати, занятия спортом, обретенные в тренировках выносливость и упорство очень помогли мне и на юридическом поприще.


В свое время я окончила Челябинский юридический техникум, потом Всесоюзный юридический заочный институт (ныне — Московская государственная юридическая академия), работала юристом, госарбитром, судьей, заместителем председателя Челябинского областного суда.

Когда три года назад меня назначили на должность председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, взяла на себя такую огромную ответственность, рискнула — и с тех пор «у руля»…


— Что изменилось за эти годы?
— Казалось бы, еще вчера мы с нуля начинали работу: вводили систему делопроизводства, проводили первые судебные заседания, принимали судебные акты в новом только что открытом суде. Как-то незаметно промчались эти три года, в течение которых мы достойно выполняли свой долг – осуществляли правосудие в сфере экономической деятельности.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает дела из четырех регионов — Челябинской, Оренбургской, Курганской областей и Республики Башкортостан. Площадь территории, на которую распространяется юрисдикция суда, составляет 426,5 тысячи квадратных метров, общая численность населения — 10 миллионов человек.


На момент открытия суда правосудие осуществляли всего восемь судей. Трехлетие суд отметил со штатом судей в количестве 33 человек. Для работы у нас созданы все условия. Здание суда — целый дворец. Комфортные кабинеты, залы судебных заседаний, которые оснащены высокотехнологичным оборудованием.

Посетители всегда могут ознакомиться с постановлениями суда в электронном информационном киоске или на нашем сайте в сети Интернет. Судом проделана большая работа по внедрению и использованию информационных технологий. Все новации направлены на то, чтобы облегчить труд судьям и работникам аппарата суда, повысить доступ граждан к судебной информации, обеспечить доступность и прозрачность правосудия.


— Работы стало больше?
— За эти три года мы создали новый государственный орган, сохраняя лучшие традиции российского экономического правосудия, шагая в ногу со временем. С момента начала работы Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда принято к производству 29 тысяч дел. Мы собрали профессиональный дружный коллектив единомышленников, рассмотрели более 26 тысяч дел, наработали немалую судебную практику.

Немаловажно и то, что уровень доверия суду существенно вырос: по итогам анкетирования сегодня нам доверяют 80 процентов участников процессов.


— У вас, я знаю, немало всевозможных нагрузок и регалий. Вы заслуженный судья Российской Федерации, являетесь членом Высшей квалификационной коллегии судей…
— Это так. Раньше входила в Совет судей РФ, в течение десяти лет мои коллеги оказывали мне высокое доверие, избирая председателем Совета судей Челябинской области. А в конце прошлого года участвовала в работе Седьмого Всероссийского съезда судей. Его делегаты избрали меня в состав Высшей квалификационной коллегии судей. Но за чинами и наградами не гонюсь, главным для меня всегда была и будет работа.


При входе к нам каждый может прочитать девиз суда: «Право — это искусство добра и справедливости». Я считаю, он должен стать главным для всех, кто посвятил свою жизнь служению Закону.


— Говорят, что судья — не женская профессия…
— Я с этим не согласна. Труд судьи требует неограниченного внимания, неограниченного напряжения, усидчивости и столь же неограниченной ответственности. В таком сочетании эти качества присущи именно женщине. Женщина способна услышать и понять другую сторону более точно, чем мужчина. Видимо, не случайно более 60 процентов наших судей — представительницы «слабого» пола.

Даже Фемида, богиня правосудия, имеет женское лицо.


— Простите за нескромный вопрос, обеспечивает ли государство служителям Фемиды достойную жизнь? Есть ли у них льготы?
— Зарплата у нас, я считаю, достойная. Государство также выплачивает судьям компенсацию на медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение. После 20 лет работы по Закону «О статусе судей» они могут уйти в почетную отставку. Но, например, жилье нашим судьям, приехавшим из Оренбургской, Курганской и Свердловской областей, пришлось, взяв ипотечный кредит, покупать самим.


Я считаю, судья должен любить свою профессию, быть неподкупным, честным, а не требовать себе каких-то материальных благ.


— Будет ли расширяться подведомственность арбитражного суда?
— Российским гражданам нужен эффективный механизм защиты их прав и свобод. Идея выделения апелляционных инстанций в самостоятельные суды — одно из самых значительных и полезных изменений в системе арбитражных судов за всю историю их существования.

И хоть впереди нас ждет немало перемен и реформ, расширение компетенции арбитражных судов путем передачи всех корпоративных и налоговых споров, сегодня мы как никогда близки к нашей общей цели — построению сильного правового государства, гарантом которого является авторитетный апелляционный суд.


— Вы работали и в областном суде, и в арбитраже. Где, на ваш взгляд, сложнее?
— В судах общей юрисдикции я отработала 20 лет, действительно здесь каждое дело пропускаешь через себя. Когда рассматриваешь экономический спор, это не так ощутимо. Сюда приходит другая категория людей, далеких от вопросов, которые решаются в судах общей юрисдикции.


— Создана ли у вас единая команда судей?
— Техническое оснащение является лишь вспомогательным фактором в работе современного суда. Главное — человеческий фактор. В суде работают высокопрофессиональные судьи: Вячеслав Рачков, Наталья Махрова, Татьяна Соколова, Людмила Логиновских, Зоя Серкова и другие, безупречно зарекомендовавшие себя за время длительной работы в судебной системе.


Взаимодействие человеческого и современного технологического потенциала — важнейшее условие успешной работы современного суда. Главная цель — сделать арбитражный апелляционный суд открытым и доступным для граждан и организаций. Быть в числе первопроходцев – не столько предмет определенной гордости, сколько ответственность за правильность прокладываемого пути.


— Бытует мнение, что судья — это человек-машина, который интересуется только своей работой.
— Вовсе нет. Дома я обычная женщина. У меня дружная семья, маленький внук, и все свое свободное время я посвящаю им. А на прочие увлечения и впрямь времени нет. Но что поделаешь, это наша профессия, наша судьба.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты