Полет с летальным исходом

15 Декабря 2009

Случившаяся в минувшее воскресенье авиакатастрофа в районе аэродрома Калачево вызвала большой общественный резонанс

Случившаяся в минувшее воскресенье авиакатастрофа в районе аэродрома Калачево вызвала большой общественный резонанс. Вроде бы обычный полет спортивного самолета — и вдруг восемь погибших… Как вообще могло случиться такое? Особую тревогу внушает то, что в Калачево это уже не первый подобный случай: в прошлом году произошел весьма похожий инцидент, и тоже с гибелью людей…


Тринадцатого декабря в 11 часов 7 минут из аэропорта Калачево произвел взлет частный спортивный самолет СМ-92Т. На борту находилось восемь человек — пилот-инструктор и семь парашютистов. Пролетев примерно полтора километра от аэропорта, самолет рухнул с высоты 150 метров. Все находившиеся на борту люди погибли.


Самолет упал в поле в 12-ти километрах от областного центра, на шестом километре автодороги Челябинск — Еткуль. Неподалеку — Коркино, Калачево, поселок Октябрьский, и лишь по случайности самолет не врезался в дома. Чем объяснить гибель пилота и парашютистов?


По словам директора авиакомпании «ЧелАвиа» Александра Лукошкова, самолет принадлежит не ей, а частному лицу, учредителю авиафирмы Олегу Васильеву. Машина была сравнительно новая, ее выпустили несколько лет назад, за время эксплуатации ни разу не ломалась. Перед вылетом борт получил разрешение на взлет: он прошел технический осмотр, и никаких неисправностей не было выявлено.


Заподозрить пилота в некомпетентности тоже вроде бы причины нет: самолет пилотировал заместитель директора авиакомпании «ЧелАвиа» по организации летной работы пилот-инструктор Николай Дудкин. Он опытный летчик, подполковник запаса, в свое время служил в Военно-Воздушных силах. Но факт налицо: самолет ушел в штопор и протаранил землю.

Все случилось очень быстро, никто не успел выпрыгнуть с парашютом.


Среди погибших, кроме Николая Дудкина, пять мужчин и две девушки. Это Сергей Бакгоф, Александр Пушкарев, Евгений Саитов, Олег Машкин, Денис Набокин, Анастасия Ломова и Наталья Литвинова. В основном это челябинцы, лишь Ломова и Набокин (похоже, они были в связке на одном парашюте) — родом из Миасса.


Сейчас проходит процедура опознания погибших родственниками. На месте трагедии работают сотрудники главного управления МЧС России по Челябинской области, спасатели, следователи и криминалисты.


— По факту авиакатастрофы возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности гибель двух и более человек, — говорит руководитель Челябинского межрайонного Следственного отдела Уральского следственного управления на транспорте следственного комитета при прокуратуре РФ Дмитрий Дягилев.

— Следствие рассматривает три версии — ошибка пилота, отказ техники и погодные условия.


Расследование поручено следователю по особо важным делам Павлу Бакунину.


— Предстоит провести несколько экспертиз — судебно-медицинскую, техническую, — говорит он. — В ходе осмотра самолета «черного ящика» не обнаружено. Владелец воздушного судна пояснил, что такого на спортивном самолете не было. Его емкость была «под завязку» заполнена керосином, но пожара каким-то чудом не произошло.


По словам следователей, им уже не впервые приходится расследовать такие дела. Четвертого мая 2008 года близ аэродрома Калачево тоже разбился спортивный самолет Р-96 «Гольф». Тогда погибли заместитель по летной работе руководителя Челябинского авиаклуба РОСТО (ДОСААФ) Александр Амелин, пилотировавший самолет, и курсант авиаклуба Максим Михайловский.

Экспертиза с участием Межгосударственного авиационного комитета (МАК) выявила, что причиной авиакатастрофы стала ошибка в пилотировании, и уголовное дело было прекращено в связи с гибелью летчика.


— Особенно тревожит то, что незадолго до прошлогоднего инцидента в ходе прокурорской проверки аэропорта Калачево был выявлен целый ряд нарушений по обеспечению безопасности полетов, — говорит челябинский транспортный прокурор Василий Лавров. — По нашему заявлению в феврале 2008 года Калининский районный суд Челябинска принял решение о приостановлении полетов в этом аэропорту.

Но несмотря на это, в мае был произведен вылет, который закончился трагически.


В июле прошлого года надзор за безопасностью полетов в аэропорту Калачево, поскольку он находится на балансе РОСТО, передали военной прокуратуре Челябинского гарнизона. Судом бездействие руководства авиаклуба было признано незаконным. Его обязали обеспечить безопасность полетов, ввести пропускной режим, охрану периметра аэропорта. После устранения нарушений 31 июля прошлого года запрет на полеты был снят.

И вот новая трагедия с гибелью людей…


Правда, на сей раз, как заявляет аэропортовское начальство, упал частный самолет, никакого отношения к авиаклубу РОСТО не имеющий.

Собственностью авиакомпании «ЧелАвиа» он также не является.


— Будет проведена совместная проверка Уральской транспортной, Челябинской транспортной и военной прокуратур, — говорит челябинский транспортный прокурор Василий Лавров. — Дело на особом контроле у федеральных надзорных органов, в проверке будут задействованы эксперты МАК (межгосударственного авиационного комитета) и УГАН (управления государственного авианадзора).

Предстоит выяснить причины авиакатастрофы, а также состояние авиационной безопасности в аэропорту Калачево. Кроме того, будет проверена законность базирования частной авиакомпании «ЧелАвиа» на военизированном аэродроме. Здесь находится авиаклуб РОСТО, но каким образом по соседству оказалась частная авиафирма, а тем более самолет, принадлежащий даже не ей, а бизнесмену-учредителю?

Если факты нарушений подтвердятся, будут приняты самые жесткие меры прокурорского реагирования.


Ситуация с гибелью самолета рассматривалась на аппаратном совещании у губернатора области. Расследование инцидента взято под контроль.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты