Дорожное полотно без «прорех»

8 октября 2011
Дорожное полотно без «прорех»

Чтобы оно не прохудилось, нужны современные технологии

Чтобы оно не прохудилось, нужны современные технологии

В Челябинске прошла межрегиональная выставка-форум «Транспорт. Дороги. Логистика», на которой были представлены новинки дорожно-строительного комплекса, обсуждались наболевшие проблемы дорожной отрасли.

Километры местного значения

В настоящее время протяженность дорожной сети Южного Урала — 15 тысяч километров: 612 км — федеральные, 8632 — региональные трассы и 5762 километра местного значения. Но, к сожалению, дорог первой категории в области всего 75 километров, а 1476 км не отвечает современным требованиям. Для приведения их в порядок, по расчетам на содержание и ремонт дорог, уже в следующем году из всех источников финансирования нужно направить 20 миллиардов рублей, а к 2012 году — увеличить до 27 миллиардов.

Но не получится ли так, что немалая доля этих средств «улетит в трубу» бесхозяйственности? В иных муниципалитетах в погоне за объемами распыляют выделяемые деньги на множество объектов, а в итоге страдает качество. Но ведь не зря сказано — «скупой платит дважды», и при таком подходе уже на следующий год придется снова вести ямочный ремонт, латать дыры…

— В области создана рабочая группа по изучению «дорожного вопроса»,— сообщил руководитель Челябинского дорожно-транспортного проектного института Виталий Передерий. — Мы провели анализ ситуации и выяснилось, что в прошлом году дорожные строители сработали…с отрицательной рентабельностью. Зачастую подготовка к аукционам оставляла желать лучшего, а цены оказались изначально заниженными, причем в ходе торгов по отбору подрядчика еще больше упали.

По мнению экспертов, обсчитанная в ценах прошлого года средняя стоимость стройматериалов и дорожных работ не отражает реальной картины, поэтому строителям приходится экономить, использовать устаревшие технологии (на внедрение новинок средств не хватает). А это не может не сказаться на качестве.

Кстати, о новых технологиях. По словам Игоря Лазарева, президента Союза предприятий стройиндустрии Южного Урала, нужно применять современные асфальтобетонные комплексы, способные укладывать два слоя покрытия «за один проход». Или, к примеру, 20-процентный выигрыш в качестве дает использование мастики: на Западе это ноу-хау уже хорошо зарекомендовало себя, а недавно такое производство, где используется целлюлозное волокно, освоено и в России, в Нижегородской области.

Почему бы эту технологию не внедрить и на Южном Урале?

Но качество — не единственная головная боль дорожников. Проблем добавляют и задержки с проведением госэкспертизы проектов — на это уходит до трех месяцев! Между тем затягивание сроков ведет к удорожанию дорожного строительства. На круглом столе предложили для дорог местного значения выработать механизм региональной экспертизы — в этом случае дело ускорится, поскольку проекты уже не нужно будет утверждать в федеральных органах.

Видимо, возникающие нестыковки следовало бы учесть уже на «конкурсной стадии» по отбору подрядчика. И вот недавно у строителей появилась надежда — законопроект «О проведении конкурсов» направлен на доработку.

Ширину шагами меря...

По словам заместителя главы администрации Челябинска Владимира Алейникова, только в 2011 году в городе вместо первоначально запланированных на дорожные нужды 6,5 миллиарда рублей будет освоено более восьми миллиардов. К примеру, из федерального центра на реконструкцию дворов и проездов выделено 728 миллионов рублей. Кроме того, 280 миллионов направлено на обновление транспортных магистралей — проспектов Свердловского и Победы, улицы Дзержинского. И наши улицы существенно расширились.
Но оказывается, в отдельных территориях области нередко используют совсем иной подход, который хозяйским не назовешь.

— На обновление дорог местного значения в этом году направлено более 1,5 миллиарда рублей, да еще 500 миллионов дотаций муниципалитетам. Но то и дело всплывают всевозможные «ошибки» муниципалов и их подрядчиков, — сетует Константин Овчинников, директор ОГУП «Челябинскавтодор». — То заменят стройматериалы на более дешевые, то на 2—3 метра заузят дорожное полотно…

Cпециалисты ОГУП «Челябинскавтодор» выявили, что в селах и районах области зачастую готовят некачественную проектно-сметную документацию. По словам Константина Овчинникова, ширину дороги меряют шагами, а протяженность – спидометром на автомобиле, в результате бывало, что реальная дорога оказывалась на 3—4 километра длиннее указанного на бумаге. Также в территориях не проводится индексация стоимости дорожного строительства, на торги выставляются объекты по ценам 2010-го и даже 2009 годов.

Кроме этого, уточнил Константин Овчинников, желая отремонтировать как можно больше объектов, в проектно-сметной документации не учитывают затраты на сопутствующие работы: рытье канав вдоль дорог, укладку бордюрного камня, засыпку обочин. Также в проекты не закладывается строительство парковочных карманов, остановок, тротуарных сходов, в результате впоследствии возникают серьезные проблемы. Экономят и на укладке асфальта, часто не укладывая верхний слой или уменьшая толщину основания дорожного полотна.

По мнению Константина Овчинникова, для борьбы с такой экономией необходимо разработать единые общие для всех муниципалитетов рекомендации по подготовке проектно-сметной документации.

фото Ярослава Наумкова

КОММЕНТАРИЙ

ЮРИЙ КАРЛИКАНОВ, заместитель председателя Законодательного Собрания области:

— Проблема обновления дорожной сети сегодня особенно актуальна, к ней приковано внимание общественности, всех уровней власти. На Южном Урале в ходе «дорожной революции» обновляются транспортные магистрали, вводятся новые мосты, развязки. Сейчас разрабатывается целевая программа дорожного строительства до 2015 года.

Недавно в области возрожден некогда упраздненный в связи с переходом на прямое финансирование дорожный фонд, теперь мы сможем использовать и этот ресурс. В 2012 году планируется направить из него на дорожные нужды региона 9,2 миллиарда рублей — на 20 процентов больше, чем в нынешнем.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты