В Челябинской области пытаются направить таксомоторный бизнес в русло закона

2 декабря 2013
В Челябинской области пытаются направить таксомоторный бизнес в русло закона

Эксперты отмечают, что нелегальные такси заполонили улицы городов Южного Урала, особенно Челябинска...

Эксперты отмечают, что нелегальные такси заполонили улицы городов Южного Урала, особенно Челябинска. При этом подпольный частный извоз — не только недобросовестная конкуренция с легальными перевозчиками, но и угроза жизни и здоровью пассажиров. Теневики не платят налоги, не заботятся об обновлении транспорта.

Сегодня создается ощущение, что теневикам объявлена «война на выживание». В этом мы смогли убедиться в ходе совместного рейда, организованного по инициативе Законодательного Собрания Челябинской области. Депутатский рейд поддержали в ГИБДД и в управлении транспорта регионального министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства.

 

Ловля «на живца»

Пятачок на пересечении улиц Энгельса и Курчатова, неподалеку от магазина «Черный кофе». Здесь мы затаились «в засаде», поджидая таксеров-бомбил. Ловить нелегалов будем «на живца»: в роли подсадной утки выступает девушка, вызвавшая такси. И вот первый «улов». Остановив подозрительное такси с «шашечками» на крыше, но без опознавательных знаков фирмы-перевозчика, инспекторы ГИБДД потребовали у водителя потрепанной «Лады» разрешение на пассажирские перевозки. Такового у него не оказалось. У «левака» в присутствии понятых изымают самовольно установленный опознавательный фонарь, опечатывают, составляют протокол об административном правонарушении для передачи мировому судье.

— С 1 августа 2011 года вступил в силу Федеральный закон № 69-ФЗ о легковом пассажирском транспорте, а позже соответствующий региональный закон об организации перевозок в легковом такси и проведении контроля за ними, — поясняет Александр Филиппов, начальник управления транспорта минстроя области. — Перевозчиков обязали оформлять разрешение на эту деятельность, разработан порядок подачи заявок, ведения реестра. Одновременно был учрежден уполномоченный орган, на который возложили контроль и выдачу разрешений, — наше министерство. Стоимость госуслуги за оформление разрешения — 2400 рублей, по закону на это отводится месячный срок, но мы обычно укладываемся в 13-15 дней.

По словам Александра Филиппова, у легального такси должны быть «шашечки» сбоку, опознавательный фонарь на крыше, а в салоне — информация о перевозчике, с телефонами его и минстроя области, куда можно пожаловаться на качество услуг. В любое время пассажир может потребовать у водителя предъявить разрешение на перевозки. А в итоге выигрывает и бизнес, избавляясь от нелегалов-прилипал.

Всего по области структурам легального бизнеса выдано более 5 тысяч таких разрешений, из них 1160 в Челябинске, 620 в Магнитогорске, 420 в Коркинском районе, 170 в Миассе, — комментирует Николай Горяев, начальник отдела разрешительной документации регионального минстроя. — А вместе с нелегалами, по нашим подсчетам, в области около 15 тысяч такси! В целом доля таксомоторного легкового транспорта на рынке перевозок пассажиров в среднем по области — около 20 процентов, но, например, в Челябинске, где развит общественный транспорт, она меньше, а в таких малых городах, как Коркино и Аша, — приближается к 35-40 процентам.

 

Угроза жизни

Легальным перевозчикам приходится соблюдать все требования закона, платить налоги, нести расходы на обновление автопарка, предрейсовые осмотры — медицинский и технический… А подпольные «извозчики» все эти траты не несут, поэтому и себестоимость перевозок у них куда ниже. Зато у нелегалов куда больше нарушений. Машины у «бомбил» грязные, ни о каких путевых листах и предрейсовом осмотре говорить не приходится, а значит, нет гарантии, что водитель вышел на линию трезвым, а авто в исправном состоянии. ДТП может случиться в любую минуту…

По требованию инспектора ГИБДД останавливается обшарпанный «жигуленок», его водитель тоже не смог представить разрешение. Оказалось, что его вызвали через диспетчера: у нелегалов, действующих под видом официальных перевозчиков, выстроена целая система подпольного таксобизнеса.

— Хотя мы отслеживаем ситуацию, регулярно проводим рейды, но нарушений меньше не становится, — говорит старший госинспектор ГИБДД майор полиции Олег Санников. — И список жертв ДТП с участием такси день ото дня растет. К примеру, недавно на пересечении улиц Горького и Первой пятилетки в салоне легкового такси погиб ребенок. Когда случилось столкновение, он сидел на коленях у бабушки (хотя должно быть специальное детское кресло), даже не был пристегнут ремнем — и в итоге трагедия…

 

Права таджикские…

Следующий пункт назначения — подъезд к железнодорожному вокзалу у путепровода в Ленинский район. Здесь особенно много «бомбил». Что неудивительно — место для данного вида бизнеса стратегическое.

Останавливаем черную «Волгу» с «шашечками». Но водитель, едва завидев гаишников, сразу нажал на газ… А следующему таксеру (он гражданин Таджикистана) не повезло, ему ускользнуть не удалось. У его побитой ржавой «Волги» разрешения не оказалось. Он заявил, что якобы забыл документ в гараже, но это весьма сомнительно: авто в таком состоянии, что на предрейсовом осмотре его должны снять с маршрута. К тому же права у водителя оказались таджикские, хотя согласно федеральному закону о безопасности дорожного движения с 1 ноября они должны обзавестись российским документом. Но, как объяснил инспектор ГИБДД Николай Романов, в этом плане к таксисту пока претензий нет. Дело в том, что на федеральном уровне вопрос о наложении взыскания за «полуправную» езду отложили до мая 2014 года, и многие иностранцы пока не спешат оформлять российские права. Но за перевозку пассажиров без разрешения гастарбайтеру придется отвечать.

Схожая ситуация и с гражданином Узбекистана Дильмуразом. Он тоже не смог предъявить разрешение, а пассажиров, по его словам, якобы подобрал «по пути». После задушевного общения с инспекторами ГИБДД водитель куда то позвонил по телефону — и вскоре приехал хозяин. Он представился предпринимателем, владельцем сети такси, в том числе и машины с узбекским водителем.

— На днях вы уже оштрафовали меня за те же нарушения на двух машинах, а теперь опять? — возмущается бизнесмен. — Почему к нам особое внимание контролеров? Мы оформили разрешение на пассажироперевозки на ИП, но у водителей этот документ пока есть не у всех.

 

Десятикратный штраф?

— Ситуация с нелегальными перевозками в легковом такси вызывает беспокойство и пассажиров, и законодателей, — подводит итоги один из инициаторов рейда депутат Законодательного Собрания области Андрей Самсонов. — Сейчас по инициативе ЗСО по всей области проводятся подобные рейды, выявляются все новые факты беспредела нелегалов. Проблема в том, что штрафы за такие нарушения мизерные — всего 5 тысяч рублей, что несоизмеримо с возможным ущербом здоровью и жизни людей. Но ее на региональном уровне не решить — я считаю, внести соответствующие поправки в федеральное законодательство должна Госдума РФ. Кстати, московская Дума уже внесла в парламент предложение о 10-кратном увеличении штрафов за нелегальные пассажироперевозки на такси. Мы поддерживаем это обращение.

Кстати, что касается единой «цветовой гаммы» легковых такси (к примеру, желтой, как за границей), то рассмотрение этого требования в нашей области отложено на три года. Депутаты ЗСО решили в интересах малого бизнеса не спешить с «унификацией окраса», поскольку на это потребуются немалые расходы. Но в будущем введение единого цвета для всех такси, как пояснил Андрей Самсонов, не исключено.

фото Наиля Фаттахова

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты