Прививка от бескультурья
Профессор ЧГПУ Николай Виноградов о том, как «ставить» эту вакцину
Профессор ЧГПУ Николай Виноградов о том, как «ставить» эту вакцину
Археолог и краевед Николай Виноградов — преподаватель увлеченный и заражающий. На студенческих форумах всегда вспоминают его поразительную эрудицию, острый юмор, а главное — умение повести за собой.
Учатся у Личностей
— Один молодой парень суетится в коридорах университета и интересуется у преподавателей: работает ли сейчас такой Николай Борисович Виноградов, и как можно заполучить его книги, — вспоминает увиденное во время приемной кампании ректор Челябинского государственного педагогического университета Владимир Садырин.
Этот студент позже скажет, что пришел в вуз именно к Виноградову, именно этого преподавателя он выбрал в качестве будущего наставника в науке, да и в жизни вообще…
Он всю жизнь пытается «прочитать» то, что хранит в своих недрах уральская земля и рассказать об этом молодым. «Вы учили размышлять над историей — спасибо. Учатся не в учебных заведениях. В них всего лишь получают дипломы. Учатся у Личностей», — пишет выпускник ЧГПУ. И такие Личности, как видно, у педагогического вуза есть.
ЧГПУ окончил и сам Николай Виноградов: именно здесь, признается он, научился непредвзято смотреть в книгу истории и не поддаваться влиянию узких догм и стереотипов.
Ребенка не обманешь
Николай Виноградов — человек не зацикленный на одном только вузовском преподавании: он до сих пор продолжает вывозить студентов и школьников на раскопки и собирать экспедиции. И хоть признается, что для работ «в поле» уже не тот возраст, мы убедились: скромничает. За прошедшие десятилетия Николаю Виноградову и его ученикам удалось создать одну из лучших в стране систему работы со школьниками по археологическому краеведению.
— Николай Борисович, вы работаете и со студентами, и со школьниками. Хочется спросить, самый благодарный ученик — кто он? Каков его возраст?
— Каждый возраст интересен по-своему. Дети всегда поражали готовностью пойти с тобой по пути открытий куда угодно, только поведи… Ребенок — это человек совершенно особый, он обязательно должен сам увидеть, потрогать, в конце концов, понюхать то, что ему интересно… Непременно сам.
Со студентами иначе. Они другие. Почти у всех уже расписана своя программа жизни, и фиксируются только этапы ее выполнения.
— В пятом классе разве можно «дорасти» до археологии?
— Далеко не обязательно, что из этих увлеченных детей, которые посещают мои спецкурсы, получатся археологи. Но то, что из них получатся хорошие люди, — это уж точно. И такие люди, естественно, не будут портить памятники истории. Просто не смогут, потому что «прививка» была поставлена вовремя. Некая вакцина от беспамятства и негодяйства.
Ведь все родители ставят детям прививки: по строгому расписанию. Но почему никто не делает прививки от бескультурья, от невежества по отношению к прошлому?.. Я хочу это немного исправить и вовсе не надеюсь на усвоение материала «от корки до корки». Важно, чтобы осталось общее ощущение от предмета, от соприкосновения с культурой предков. А в идеале — чтобы выработалась позиция маленького человека по отношению к истории.
— А как же вы «заразились» археологией?
— Одна из моих студенток сказала: «Знаете, у нас в подсознании как будто зашит микрочип, который управляет нашим поведением. И очень часто это поведение не согласуется со здравым смыслом…». Я ответил на ваш вопрос? (улыбается — Прим. авт.)
Так пала карта. Если бы в конце 50-х годов, когда мне было 7 лет, не переехал с родителями на Урал из Костромской области, жизнь сложилась бы совершенно иначе. Как трудно «соскочить» с иглы, так трудно «соскочить» и с круга той жизни, которая была характерна для моей малой родины. Ездил туда недавно. В деревнях, которые там еще остались, живет несколько стариков, из благ цивилизации — только свет. Все поразъехались с этих глухих мест, а кто не успел убежать — тот спился…
«Гонять вас надо по пустыне…»
— Стало быть, и в ЧГПУ поступили под влиянием того самого «микрочипа»?.. — Николай Борисович улыбается. — Расскажите, каким был вуз в ваши студенческие годы?
— Историко-педагогический факультет в ту пору был единственным гуманитарным факультетом в Челябинске с исторической специальностью. И это фактически была кузница кадров для партийного и советского аппарата. Здесь обучались очень продвинутые ребята, которые потом сделали карьеру в советских, партийных и профсоюзных органах. Но я думал не о карьере, а об истории.
— Тяжело ли «вырастить» достойного археолога сегодня? Ведь с энтузиазмом у молодежи нынче туговато, а профессия обязывает…
— Археологов не надо «растить». Надо растить людей, которые будут уважительно относиться к прошлому, в принципе. К сожалению, поводов для оптимизма пока мало. В Челябинской области есть уникальные памятники древности, но мы не распоряжаемся всем этим как должно.
— А как распоряжаться этими ценностями? И как распоряжаемся ими мы?
— Печально распоряжаемся. Относимся не так, как подобает относиться к настоящим сокровищам. Игнать-евская пещера, например, сейчас находится в открытом доступе. Кто хочет, — заходит, что хочет, — дорисовывает… Хотя по ценности памятник можно сравнить разве только с Парфеноном. И деньги ведь может приносить аналогичные.
— Вообще же, близка финальная точка в череде раскопок на Южном Урале? Или поле для работы археологов бескрайнее даже сейчас?
— Только что вернулся из Каповой пещеры в Башкирии: так вот, в тамошнем музее мне показали якоря от барок, которые спускали по реке Белой в Центральную Россию. И я подумал: этих якорей у нас в области должна быть тьма. Но кто бы их искал… Это вложения в разведку территорий, в работу экспедиций. А их пока нет.
Недавно, кстати, заехал на озеро Большие Аллаки — это Каслинский район области, и огорчился в очередной раз. Там под открытым небом расположено древнее святилище. Представляет оно из себя скопище причудливых скал, которые напоминают головы людей с пустыми глазницами. Памятник уникален: это творение природы, продукт естественного выветривания. На скалах — рисунки древних народов, выполненные красной охрой, изображающие пляски шаманов. Словом, потрясающая красота и бездна смысла. А туристы, мучаясь от безделья на берегах замечательного озера, тоже берут краску и кисти…
— Неужели нельзя решить вопрос с охраной памятника?
— Это не отдельный вопрос, вы поймите… Должна быть разработана целая программа.
Сейчас в регионе есть центр по охране памятников истории и культуры. Он работает, это так. Но его просто «не хватает» на всю огромную территорию нашего края. В западных странах в каждом крошечном городке есть специальные службы, предотвращающие расхищения и вандализм. А у нас на всю область 2—3 инспектора-археолога. Они могут только фиксировать факты уже совершенных злодеяний. И это понятно.
Ницше однажды сказал: «Прежде чем иметь детей, подумайте, достойны ли вы этого». Перефразировать его высказывание можно так: «Прежде чем обрести свое прошлое…».
— Кстати, готово ли наше общество к такому обретению?
— Один современный бард спел песню примерно с таким текстом: «Гонять вас надо по пустыне еще лет 150…». По-моему, этим все сказано…
Поделиться

