Остановит ли штраф штрафников за рулем?
Автовладельцев будут строже наказывать. Что это за собой повлечет — рассуждают наши эксперты
Автовладельцев будут строже наказывать. Что это за собой повлечет — рассуждают наши эксперты
Некоторые поправки в закон вступят в силу уже с 1 января 2012 года. Основная же часть изменений начнет действовать с июля будущего года.
В частности, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика будет караться штрафом в размере 1000 рублей вместо прежних 700, а за несоблюдение «стоп-линии» будут штрафовать на 800 рублей.
Размер штрафа за выезд на перекресток в случае затора и создание помех другим водителям вырос со 100 до 1000 рублей. На ту же сумму будут наказывать за нежелание уступать дорогу транспорту, имеющему право преимущественного проезда перекрестков.
А с 1 июля 2012 года вырастут штрафы за нарушение правил парковки. Остановка и стоянка автомобиля в нарушение ПДД будет караться штрафом в размере 300 рублей, а за стоянку на остановке общественного транспорта будут штрафовать на 1000.
Нарушение разметки и несоблюдение предписаний дорожных знаков, касающихся правил остановки, повлечет за собой штраф в размере 1500 рублей. Остановка на трамвайных путях или дальше первого ряда от границы проезжей части обойдется в аналогичную сумму. За остановку в тоннеле или на проезжей части, создавшую препятствие для движения другим автомобилям, оштрафуют на 2000 рублей.
За сквозной проезд или стоянку более пяти минут с включенным двигателем в жилой зоне водителю придется заплатить 1500 рублей против прежних 500.
С 1 июля 2012 года также изменятся правила эвакуации автомобилей, нарушивших правила остановки и стоянки. Если раньше перемещение машины и первые сутки ее хранения были для автовладельца бесплатными, то теперь за эти «услуги» нарушителю придется заплатить. Стоимость эвакуации и хранения будут устанавливать местные власти.
Для Москвы и Санкт-Петербурга, кстати, предусмотрен в новом законодательстве свой «тариф» за нарушения правил дорожного движения.
Так например, остановка и стоянка автомобиля в нарушение ПДД для жителей этих городов будет «стоить» до 2500 рублей, а не 300, как по всей России. Некоторые штрафы доходят для москвичей и петербуржцев до 3000 рублей.
На тему ужесточения наказаний для водителей, о русском менталитете, благих намерениях и вечном «авось» мы поговорили с нашими экспертами.

Автовладельцев тоже можно понять…
Константин Д., водитель с многолетним стажем:
— Увеличение штрафов ничего не даст. Поймите, ситуация на дорогах зависит не от наказаний за нарушения, а от поведения водителей, от бардака, который творится в часы пик. В конце концов, от того, что за всем этим нет должного надзора.
Увеличатся штрафы — и все по-старому будут надеяться, что, авось, не остановят.
Сотрудники ГИБДД делают план «на пешеходах» и «на скоростном режиме». Спрашивается, зачем ловить нарушителей там, где их минимум, и они не создают помех движению? Возле пешеходных переходов стоят патрули и часто высасывают нарушения из пальца: пешеход еще не успел подойти к дороге, все — уже ты его не пропустил, уже выписывают 800 рублей…
А разве здесь были какие-то помехи движению? И хотя сами признаются, что базы данных обновляются с нового года, выписывают штрафы по максимуму, если имеются неоплаченные. Где стоят камеры, водители, понятное дело, — притормаживают. Тогда какой смысл так пристально отслеживать именно эти нарушения?
Гораздо целесообразнее поставить сотрудника ГИБДД на дорожных развязках для того, чтобы за руку ловить тех, кто с крайнего правого ряда выруливает налево, едет между рядами, делая из трехполосной дороги пятиполосную, или «срезает» по обочине и трамвайным путям.
Но есть действительно объективные ситуации, в которых можно понять водителей. Например, выезд на перекресток в случае затора. Невозможно просчитать, как поедет при этом поток. Ты заехал на пересечение на «зеленый» и должен закончить маневр, чтобы не создать помех. А если твой ряд тянется со скоростью полтора километра в час… Таково городское движение, и здесь сложно что-то поменять. Во всяком случае, у нас в стране, с наши менталитетом.
Вопрос этики
АЛЕКСАНДР КУЖЕЛЕВ, начальник юридического отдела компании «Авто-Юрист»:
— За некоторые нарушения, действительно, есть смысл ужесточить наказания. Например, это может касаться правил проезда перекрестков, потому что они — самое аварийное место на дороге. Однако, поможет ли увеличение штрафов снизить число аварий — спорный вопрос.
Скорее, ситуация будет зависеть от самих водителей, от их воспитанности и терпимости по отношению к другим участникам движения. Есть люди, у которых, условно говоря, накопилось уже 500 штрафов, и они как-то не спешат их оплачивать…
Для таких водителей, думаю, и теперь ничего не изменится. Основной контингент все-таки должен прислушаться.
С другой стороны, если ты постоянно ездишь по городу, за рулем изо дня в день, ты просто не сможешь не нарушать. Ведь есть не только ПДД, которые, как повелось, пишутся кровью, есть еще неписанные правила на дороге. И это опять же вопрос этики — все сводится к ней. Если ее нет, штраф, каким бы он ни был, ничего не изменит.
Хотя, момент спорный. Взять, к примеру, увеличение суммы «за пешехода»: очень многие стали относиться к переходящим дорогу по «зебре» лояльнее. Видимо, тысячи рублей для этого хватило…
Конечно, суммы штрафов возрастут ощутимо, поэтому будет много недовольных. Увеличится, скорее всего, и число спорных ситуаций, и жалоб на административные постановления ГИБДД. Например, выезд за стоп-линию можно снять на камеру с разных ракурсов, и некоторые ракурсы покажут нарушение, даже если его не было.
Город «движется», теперь надо спрашивать с людей

МАКСИМ КУЛЯШОВ, заместитель начальника Управления ГИБДД по Челябинской области, начальник отдела дорожно-патрульной службы и исполнения административного законодательства:
— Какие цели преследует ужесточение наказаний за несоблюдение ПДД? Во-первых, эта мера нужна, чтобы повысилась пропускная способность дорог. Например, увеличение штрафов за нарушение правил остановки и стоянки адресовано любителям оставлять машины на проезжей части, в первой, а подчас даже во второй полосе.
Второй момент. Надо четко понимать, что такая парковка дорого обходится для бюджета города. Дело в том, что каждая дорога имеет свои параметры нагрузки, то есть, если полоса предназначена для движения транспорта, стоянка машин на ней увеличит износ проезжей части в разы. Муниципалитет строит дороги для езды, а не для парковки.
И в третьих, наши водители должны осознать одну вещь. Если ты едешь в машине, а не на общественном транспорте, соответственно, без толкотни и давки — ты получаешь комфортные условия, и определенные обременения за них надо нести. Нет стоянки под окнами офиса — можно припарковать машину в 50—70 метрах от места работы и прогуляться пешком. Максимум в радиусе 100 метров разрешенная стоянка точно будет предусмотрена. В Челябинске прилагается масса усилий, чтобы разгрузить дороги. Город «движется», теперь надо спрашивать с людей.
Что касается неплательщиков, для взыскания штрафов теперь предусмотрена несколько иная система. 10 дней дается на обжалование постановления, 30 — на добровольную оплату штрафа (раньше срок был расплывчатым). Если человек за в это время не уложится, мы передаем информацию в службу судебных приставов и прилагаем ходатайство о запрете регистрационных действий автомобилем: ни продать машину, ни поменять номера неплательщик не сможет.
Надзор за нарушениями теперь тоже осуществляется в особом порядке. В мае этого года мы приобрели видеофиксатор «Паркон», который в автоматическом режиме будет выявлять несоблюдение правил остановки и стоянки. Есть договоренность с главой города о приобретении трех таких приборов.
За границей с водителями «общаются» автоматы

ЕКАТЕРИНА МОРОЗОВА, осведомленный турист:
— Здесь интересно рассмотреть опыт других стран. В Германии, как правило, специально отведенные для парковки места — платные. Для парковки предусмотрена правая сторона улицы, где нет запрещающих знаков и где установлены специальные терминалы — так называемые «паркухры».
Они фиксируют время парковки, и с помощью них же можно это время оплатить: указываешь в меню необходимое тебе время, получаешь талон и оплачиваешь, как через обычный терминал. Важно, оставив машину, положить выписку об оплате на видное место, например под «дворники», чтобы полицейский видел, что за место и время расплатились. 15 минут парковки стоят 25 евроцентов, если переводить «на наши», получится примерно 10 рублей. Максимальное время парковки — 2 часа, и оплата — 2 евро.
Вообще же, встретить полицейского на дорогах за границей — это нонсенс. В Канаде, например, на пути от Монреаля до Торонто на протяжении километров 800 мы не встретили ни одного сотрудника дорожной службы. Спрашиваем у местного попутчика, где же полицейские? И получаем ответ: а что, какой-то криминал? Там полицейские выезжают только на места аварий. На дорогах и автобанах стоят камеры, и в конце месяца нарушителям по почте приходят все их штрафы. Суммы очень немаленькие, поэтому все с особой тщательностью стараются соблюдать правила.
Пересядут на трамвай

АНДРЕЙ БЛИНОВ, старший мастер автошколы ПУ-32:
— Увеличение штрафов за нарушение правил остановки и стоянки, считаю, правильная мера. Но здесь, как всегда, было, есть и будет: часть водителей прислушается к предписаниям, часть — нет.
Кстати, начинающие автомобилисты, недавние выпускники школ, вопреки сложившемуся стереотипу, как раз-таки ездят по правилам. И паркуются по правилам. Даже при сдаче экзамена в ГИБДД на умение грамотно «поставить» машину, не нарушая ПДД, обращается особое внимание: это обязательный завершающий этап экзаменационного упражнения.
Многие, не справившись с задачей, не раз пересдают «город», после чего наверняка отложится в памяти, где можно парковаться, а где нельзя. Это потом начинающих водителей «переучивают» в городском цикле. Ставить машину там, где удобнее, ездить со скоростью потока, а не с разрешенной скоростью…
Сейчас в центре города спокойно проехать на самом деле невозможно: масса помех движению.
С другой стороны, можно тоже понять водителей. У нас все министерства и ведомства, как в Москве, сосредоточены в центре города. Поток машин в центре огромен, и парковать их куда-то надо. Почему бы властям не предусмотреть подземные парковки и сделать их бесплатными в дневное время?.. Эвакуация ведь — это не панацея от загруженности магистралей, как, по сути, и увеличение штрафов.
Во второй половине дня автомобиль просто негде оставить в центре Челябинска, не нарушив правила: все «карманы» и специальные заезды уже заняты сотрудниками близлежащих офисов. Когда наказание за парковку не по правилам ужесточат, ситуация, наверное, будет развиваться по трем сценариям.
Более дисциплинированные водители будут ставить машины на крупных парковках, как возле торгового центра, и «гулять» до конторы пешочком, с менее дисциплинированными все понятно. А какая-то часть автомобилистов, безуспешно поколесив по центру в поисках «правильного» пристанища для машины, просто пересядет на общественный транспорт.
Поделиться

