Солнечный удар

22 апреля 2010
Солнечный удар

«Утомленные солнцем-2: Предстояние» Никиты Михалкова — яркое подтверждением того, что смерть главных героев не является препятствием для режиссера, если он собрался снять продолжение.

«Утомленные солнцем-2: Предстояние» Никиты Михалкова — яркое подтверждением того, что смерть главных героев не является препятствием для режиссера, если он собрался снять продолжение.

В силу кинематографической условности (да и того, что Михалкову было, видимо, что еще сказать) репрессированный комдив Котов (Никита Михалков) не был расстрелян, а отправлен на фронт — в окопы Великой Отечественной войны. Его антагониста — Митю (Олег Меньшиков) откачали, и он, после неудачного самоубийства, продолжил работать в НКВД. К слову, жену Котова — Марусю (вместо Ингеборги Дапкунайте Виктория Толстоганова) и его дочку Надю (Надежда Михалкова) он взял под свою опеку. И хотя прошло немало времени, Надя меж тем все равно не может смириться с потерей отца…

«Великое кино о великой войне»? Никита Сергеевич, как всегда, скромен. Что же, лукавством будет сказать, что во вторых «Утомленных солнцем» нет грандиозных моментов. Однако эти моменты, как правило, носят, по-моему, комический эффект. Право слово, «Монти Пайтон» какой-то. К примеру, голый зад фрица, высунувшийся из фашистского истребителя. Бомба, зацепившаяся за люстру. Михалков с металлической клешней, как у Фредди Крюгера. Посмотреть, как говорится, есть на что.

Говоря короче, Никита Сергеевич, «оказавшись на войне», не теряет комдивовского чувства юмора и прет как танк. Напролом. После камерных «12» эпический размах «Утомленных», если честно, подминает. В фильме тьма главных и второстепенных персонажей (артистов первого российского эшелона), с которыми Михалков расправляется так же, как Теренс Малик с голливудским актерами в военной драме «Тонкая красная линия», — без жалости. Все в угоду реализму и натурализму, который заливает экран кроваво-красным цветом (и провоцирует на сравнение с жестокими корейскими лентами). Забудьте, кстати, о коричневато-желтых пасторальных красках первой части, вторые «Утомленные» совершенно иное кино: и по ритму, и по кинематографическим решениям. Они смешны. Но это, скорее, бравада того, кто на поле боя собирается отойти в мир иной. Они жестоки. Но не только к девочке Наде (как в первой части), а ко всем.

К Михалкову можно относиться по-разному: можно не соглашаться, например, с его идеологическими воззрениями (см. «12»). Можно не жаловать за излишнюю пафосность. Однако в том, что новая работа этого большого режиссера заслуживает внимания, не может быть сомнений.

Третья часть его дилогии, кстати, называется «Цитадель» и выйдет 4 ноября этого года. А пока «Утомленные-2» будут представлять Россию в Основном конкурсе Каннского кинофестиваля.

Евгений ТКАЧЕВ,
johny18_06@mail.ru

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты