Герои
Так получилось, что несколько дней назад мне удалось пообщаться с режиссером Алексеем Федорченко (проживающим, в соседнем Екатеринбурге)...
Так получилось, что несколько дней назад мне удалось пообщаться с режиссером Алексеем Федорченко (проживающим, в соседнем Екатеринбурге). Он приезжал в Челябинск, чтобы в кинотеатре имени Пушкина презентовать свой новый, уже попутешествовавший по различным фестивалям фильм «Овсянки».
Премьера «Овсянок» должна была состояться на прошлом «Кинотавре», однако создатели картины сняли ее с показа, так как им улыбнулась удача представлять с этой лентой Россию на Венецианском кинофестивале. В итоге это пошло только на пользу международному имиджу современного русского кинематографа: операторская работа Михаила Кричмана была признана лучшей. Плюс фильм получил еще пару второстепенных наград.
И хотя российские фильмы не отхватывали главных наград с 2003 года — последнюю победу одержало «Возвращение» Андрея Звягинцева во все той же Венеции — то, что наше присутствие ширится на различных интернациональных кинофорумах, не может быть сомнений.
Последнее время, пусть хоть и в узкоспециализированном киносообществе, только и говорят, что о появлении так называемой «новой русской волны» — поколение режиссеров, объединенных общими идеями и, как правило, суровой бытописательной мрачностью.
Русская версия киножурнала EMPIRE называет их «режиссерами, в которых мы верим» и (еще шире) по именам. Это Сергей Лозница, Борис Хлебников, Алексей Федорченко, Павел Бардин, Алексей Попогребский, Василий Сигарев, Алексей Мизгерев, Бакур Бакурадзе, Игорь Волошин и Николай Хомерики. При желании этот список можно было бы дополнить Кириллом Серебренниковым и Иваном Вырыпаевым, но, пожалуй, не стоит.
Каждый из этих людей талантлив по-своему (хотя о таланте Игоря Волошина еще можно поспорить, но не суть). Их ленты интересно обсуждать (что собственно и делает Александр Гордон со своими гостями в программе «Закрытый показ»). О большинстве картин этих режиссеров пишет голливудское издание Variety — ведущий американский еженедельник, освещающий события в мире шоу-бизнеса (спасибо за это его автору Лесли Фельперин). Все, вроде бы, здорово. Происходят какие-то подвижки в отечественной киноиндустрии (пусть и в ее авторском сегменте).
Однако есть один фактор, который рубит все эти начинания на корню. Когда я спросил у Федорченко, не хотел бы он попробовать реализовать себя на полях коммерческого, массового кино, он с буддистским спокойствием ответил: «А зачем?». «Ну как, — отреагировал я, — попробовать реализовать себя в чем-то новом, расширить свою аудиторию».
Тут Алексей ударился в статистику и заметил, что «Овсянки» в расчете на одну копию собрали больше, чем все российские блокбастеры. А если переносить те находки, что были в «Овсянках», в массовое кино, то оно перестанет быть массовым. Все верно. Но есть ряд «но». Если бы «Овсянки» были напечатаны количеством, например, восемьсот копий (то есть таким числом, каким обычно печатаются массовые фильмы), далеко не факт, что они смогли бы окупить себя: печатание копий — дело недешевое, да и не очевидно, что народ так рьяно бы двинул на этот фильм. Второе «но» заключается в том, что «институт российского блокбастера» за последнее время так дискредитировал себя, что народ ему уже не особо верит. Отсюда прокатные неудачи многих мейнстримовых картин. Вот, говорят, «Любовь-морковь-3» провалилась — есть повод задуматься.
Возвращаясь же к «новой русской волне», хочется заметить, что говоря о ней, не покидает ощущение, что это несколько вещь в себе. Да, ленте Федорченко в Венеции устраивает стоячую овацию Квентин Тарантино. Но то, что в родной стране ее, по большому счету, видят единицы, рисует какую-то безрадостную картину. Не всех, но некоторых современных русских режиссеров (таких, как Алексей Федорченко), похоже, устраивает локализованная слава. И выход на новый уровень видится им несколько бессмысленной затеей. Так что, с одной стороны, мы имеем талантливую плеяду творческих, но не шибко целеустремленных людей. С другой — режиссеров, которые производят бессмысленное и беспощадное массовое кино (за рамки этого жестокого конвейера выходит разве что производство тимур-бекмамбетовской линии).
Пресса любит создавать героев. И многие столичные издания делают героев из ребят «новой волны». Кредит доверия к ним по-прежнему остается большим (Борис Хлебников сейчас, например, делает ремейк классического вестерна «Ровно в полдень» — уверен, будет интересно). Однако, в любом случае, кредит этот не бесконечен. И хотелось бы увидеть, как эти парни умеют снимать не только для кучки синефилов, но и, простите за банальность, для широкого зрителя.
Евгений ТКАЧЕВ
johny18_06@mail.ru
Поделиться

