Очень заразный наркотик

15 декабря 2011
Очень заразный наркотик

На прошедшей в Челябинске Студенческой ассамблее ведущим мероприятия стал известный артист и шоумен, бывший кавээнщик Стас Ярушин. Пока Стас был в городе, корреспондент «Южноуральской панорамы» поговорил с ним о его кавээновском прошлом и об отсутствии у русских самоиронии.

Известный шоумен Стас Ярушин о народной игре КВН и русском юморе


На прошедшей в Челябинске Студенческой ассамблее ведущим мероприятия стал известный артист и шоумен, бывший кавээнщик Стас Ярушин. Пока Стас был в городе, корреспондент «Южноуральской панорамы» поговорил с ним о его кавээновском прошлом и об отсутствии у русских самоиронии.

В этом году Ярушин сделал себе подарок: купил квартиру в Москве. А в январе уже должны сделать подарок ему: Стас ожидает пополнение в семье. Сам артист не устает шутить, при этом оставаясь серьезным, и уверять, что он не хочет знать всего на свете. В последнем случае Ярушин любит цитировать релятивистское высказывание Ницше про то, что «уметь ограничивать себя в познаниях это тоже мудрость».

КВН сильно поменялся

— В этом году у КВН юбилей — 50 лет (да и вам тоже 30 стукнуло). Вы с этой программой себя еще как-то идентифицируете, или это уже просто пункт в вашей творческой биографии?

— Да, это пункт, ступень в жизни, которую нужно было пройти. Понятно, что у большинства людей я все еще ассоциируюсь с КВН. Впрочем, не только я. Гарик Мартиросян, Игорь Харламов, Тимур Батрутдинов — они тоже у всех ассоциируются с Клубом веселых и находчивых. Да и по сути, «Камеди Клаб» продолжает делать тот же КВН, только в другом формате. Для меня это была очень хорошая школа. Кавээновская «фабрика звезд» учит, как правильно держать микрофон, как себя вести на сцене, как разговаривать с людьми не только на сцене, но и вообще в жизни.


У меня нет актерского образования, но это не мешает мне проходить кастинги. Да, в свое время я поступал в ГИТИС. Поступил, но не стал учиться. Мне кто-то сказал, что учеба там меня испортит. Однако решающим фактором стало не это, а деньги. В 2001 году мы с «Уездным городом» очень плотно гастролировали по стране и на тот момент довольно хорошо зарабатывали. Я понял, что если буду учиться, я не заработаю ни копейки и превращусь в студента, который живет на стипендию в 300 рублей. Мне этого не хотелось. Говорят, деньги людей портят. На тот момент они меня испортили. Я тогда был молодой, глупый, не прошедший еще школу жизни.


— Недавно прошла новость, что КВНу подарили кинотеатр «Гавана». Как вы думаете, эта площадка клубу необходима?


— Видите ли, история с домом КВН — а я так понимаю, что кинотеатр отдан под это дело — тянется уже восемь-девять лет. Когда я еще играл в клубе, Александр Васильевич (Масляков. — Прим. авт.) на каждом мероприятии говорил про дом КВН. Видимо, подошли к той стадии, когда этот дом стал необходим. В нем, например, может сохраниться история клуба.


Ведь чего уж там говорить, КВН — популярная игра. Я когда еще жил в Челябинске, присутствовал в жюри на школьных и заводских лигах. На игры в тюрьму ездил, были такие случаи. КВН очень заразный наркотик. Но добрый, хороший. Если ты один раз вышел на сцену, все! Пока ты не добьешься высоких результатов, не станешь чемпионом Высшей лиги и не выиграешь музыкальный фестиваль в Юрмале, Летний кубок, не успокоишься.


— Когда я смотрел КВН в 90-е, да и в начале нулевых, мне всегда казалось, что он крайне удачно ухватывает дух времени. Как вам кажется, сейчас КВН успевает за ним?


— КВН поменялся очень сильно. Да, он идет в ногу со временем. Он проапгрейдился на сто процентов. Сейчас играет исключительно одна молодежь. Однако, согласитесь, что сейчас КВН уже не тот. Стоит отметить, что молодые кавээнщики сами это прекрасно понимают. Может быть, это связано с тем, что команды все стали одинаковые. Не стало каких-то ярких личностей, образов. Вспомните команду «Уездный город»! Пять человек, но все абсолютно разных характеров, под свой контингент фанатов. Говорили, что «Утомленные солнцем» держались только на Мише Галустяне. Да нет, это не так!


Сейчас я, если честно, не смотрю КВН. Бывает, попадаю на него, когда переключаю каналы. Чем объяснить, почему КВН стал таким? Возможно, из-за засилья игры. Помимо Высшей лиги, есть ведь и Премьер-лига, которую ведет Масляков-младший. Как Саша мне объяснил, они сделали дополнительное соревнование, потому что увидели, что есть команды, которые находятся на стыке между Высшей и низшими лигами.


КВН стал чаще выходить в эфир. А раньше его ждали. Я помню, когда учился в институте, бежал смотреть КВН. Да все смотрели! А сейчас, по ощущениям, даже рейтинги у игры, по-моему, немножечко упали. Я без понятия, кто играет в Высшей лиге. Меня часто на корпоративах, разных тусовках спрашивают: «Знаешь этого парня? Нет? Он же кавээнщик!». Хотя, может быть, про нас также «старики» говорили. Хотя мы с теми «стариками» общались, здоровались, нас знали. Наверное, Александр Масляков лучше может объяснить причину изменения КВН.

В России тяжело с юмором


— Насколько я знаю, на телешоу «Yesterday live» у вас в первых выпусках была роль обозревателя раздела кино. Почему кино? Какая-то нереализованная мечта из детства?


— Нет. Тут просто были задействованы законы шоу-бизнеса. Меня пригласили в этот проект, на кастинге вручили бумажки, сказав, мы думаем, что ты сможешь вести кинообзоры — с пофигистичным настроем рассказывать о фильмах и вообще обо всем, что происходит в кино.


Сейчас формат программы, кстати, сильно изменился. В шоу мы вынесли наружу внутренний юмор. Ну знаете, есть такое понятие как «внутренний юмор»? Это когда вы пошутите на работе, коллеги вас поймут, остальные — нет. Мы же выносим наружу юмор посткавээновской жизни. Мы даем понять, что есть еще другая форма иронии.


Вообще, тяжело в России с юмором, клянусь вам! Нет сценаристов, которые напишут хороший комедийный фильм. У нас даже стопроцентно комедийных актеров нет. Наверное, наш «русский Джим Кэрри» — Гарик Харламов — только лишь отчасти Джим Кэрри. Бесспорно, у нас есть гениальные актеры. Но Америке это все равно как-то больше дано: написать смешной сценарий, смешную передачу...


— Пару лет назад на СТС выходила совершенно замечательная программа «Большой город», которая делала сюжеты в виде социальных экспериментов. Вы там были одним из ведущих. Какой опыт этот проект вам принес, помимо того, что вы там были единственный не журналистом среди журналистов?


— Да, тяжело мне было (улыбается). Эти ребята разговаривают на совершенно другом языке. Наверное, вы их лучше поймете. У них было много понятий слов, терминов в речи, которые я не разумел. Я же, наоборот, старался говорить на более живом, человеческом языке. При этом те сюжеты, что я делал в программе, ребятам безумно нравились. У них даже, по-моему, была некоторая ревность. Они понимали, что в этом проекте они такого не сделают. А я жалел, что не могу говорить как они.


Фишка «Большого города» заключалась в том, что это было нечто новое на российском телевидении. Программа закрылась, в частности, из-за неудачной сетки вещания. Ну кто бы стал смотреть передачу в субботу в двенадцать часов ночи? Вместе с тем, сам проект тоже было трудно вес­ти. Его было тяжело снимать. Тяжело было придумать что-то новое! А мы же выходили раз в неделю. Проект закрылся, но уже ближе к концу я сам из него хотел уйти. Какие-то вещи мне уже не нравились. Мне не хотелось выходить, кривляться. Это все-таки немного не мое. Хотя были здоровские выпуски.


Например, сюжетом с пресс-конференций я очень горжусь (задача была в том, чтобы на разных пресс-конференциях задавать очень глупые вопросы. — Прим. авт.). С одной из прессух нас выгнали. Были скандалы. Были, правда, адекватны люди на мероприятии, посвященном финансам. Они посмеялись. И все! Многие журналисты, которые меня потом узнавали, говорили: «Вон опять придурок с СТС пришел».


— Видимо, главная проблема русского народа это какое-то тотальное отсутствие самоиронии.


— Да, это особенность нашего менталитета! Помню, после букмекерской пресс-конференции мы в лифте столкнулись с американским корреспондентом, и он спросил: «Это у вас шоу?». Я говорю, мол, да. На что он заметил, это очень круто, но у вас этого не поймут!


Почему у нас люди так серьезно к себе относятся? Все такие важные, деловые. У меня часто спрашивают: ты не зазвездился? Нет, потому что я, в первую очередь, человек. Главное не забывать, что ты человек! Пусть ты чего-то в жизни добился, но старайся относиться к другим по-людски. После моего образа Антона Мартынова в сериале «Универ» очень многие мне в спину кричат: ты пафосный, ты зазнался! Но, ребята, это всего лишь образ. Я это в телеке делаю. В жизни я другой!

Евгений Ткачев

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты