Новый путь по старой карте
Передо мной современная копия уникальнейшей карты Урала и Приуралья конца XIX века.
Передо мной современная копия уникальнейшей карты Урала и Приуралья конца XIX века. И составители ее величины мировой известности В.П. Семенов-Тянь-Шаньский и И.Н. Сырнев. Географический документ впечатляет! Масштабностью и точной топографией, знакомыми названиями городов и поселков Златоустовского уезда Уфимской губернии. Орфографией столетней давности.
А вот «жирный» контур современной Южно-Уральской железной дороги. Все также он прорывается через становой хребет возле Златоуста. Кое-где, по обе стороны гор, мелкой вязью тоненьких черных линий вплетается карта грунтовых дорог между селами, городками и станциями. Однако даже в карте XIX века чувствуется неистребимое желание людей узнать, что же там за хребтом? Как приблизиться к Азии и где это сделать удобнее, дешевле и покороче?
Железная дорогая уже пересекла хребет. Графически короткой видится красная линия одной из первых российских линий телефонной связи «Стерлитамак — Верхнеуральск». Выходит, «богатыри не мы», живущие в XXI веке. Наши великие предки обозначили свои эпохальные дела не менее величайшими идеями и историческими вехами. И не только!
В Зауральские степи люди шли санной дорогой по зимнику и мало кому знакомыми охотничьими тропами. Так, на сходе десятидворных от 1130 домохозяев Юрюзанской волости в марте 1884-го было принято решение о строительстве дороги. Было суждение, «что безвыходное положение крестьян из-за чрезвычайно глухой, весьма гористой и болотистой местности заключается в отсутствии путей сообщения с Верхнеуральским уездом, оттуда все жизненные продукты подвозятся только в зимнее время. Но в летнее время путь весьма затруднителен и даже невозможен. Поэтому цены на хлеб и другие продукты делаются двойными».
Вот экономическая подоплека строительства локальной дороги для гужевого транспорта в 70 верст. Решили всем миром и сдали эту грунтовку наши деятельные предки. И справили «полотно проселочной дороги с нечисленными мостками и переправами». А тракт этот оказался весьма важным не только для местных крестьян, но и для жителей из Кунгурского и Златоустовского уездов». Получилась идея крестьянского схода. Тем более что проект был субсидирован в 1000 рублей Златоустовским уездным земским собранием.
Был в ХХ веке прорыв через Уральский хребет и железнодорожной узкоколейкой. От катав-ивановского пригорода Запрудовка до башкирского Белорецка Белорецкая железная дорога была в Южноуралье уникальным символом инженерного величия нашего народа вплоть до конца 60-х годов ХХ века.
…Идея магистрального прорыва через становой хребет курсом на индустриальную Магнитку через знакомую уже географическую точку Белорецк жива и сегодня.
В контексте обсуждения инициатив власти недавняя наша беседа с главой Катав-Ивановского городского поселения Алексеем Лыткиным как-то скоро повернулась к теме логистики на участке Аша — Катав-Ивановск с выходом на Белорецк. Сегодня она обсуждается живо. Тема актуальна и вполне реальна для воплощения на деле не в заоблачной перспективе, а в ближайшие конкретные годы.
— С точки зрения логистической привлекательности и экономической выгоды давний проект магистрального автотранспортного выхода с катавской земли на Белорецк представляется сегодня актуальнейшим, можно сказать, революционным направлением, — акцентирует Алексей Юрьевич. — Безусловно, делать это надо в конгломерации с соседними муниципальными образованиями. В том числе и с башкирским Белорецким районом.
— Исторически тема всегда витала в умах и планах местных руководителей. Но в силу разных причин до прорыва через хребет не доходили руки, — продолжает глава поселения. — Недавно мы встречались с главой Ашинского района Виктором Чистяковым, председателем собрания депутатов Вячеславом Мартыновым и обсуждали этот вопрос. Протяженность магистрали предполагает движение от Катав-Ивановска через Лемезу на Искушту, что на башкирской земле. По насыпанной грунтовке дорога уже есть. Мы сокращаем наш нынешний путь до Магнитогорска более чем в два раза. В случае реализации проекта наша территория станет логистическим перекрестком в четырех направлениях: через «М-5 Урал» на Москву и Владивосток, на пермское направление, что уже есть сегодня. Выход на Белорецк открывает короткий путь в Зауралье, далее — казахстанские степи и среднеазиатский регион. Постараемся донести эту мысль, доказать и обосновать выгоду и привлекательность проекта руководителям области.
…Вот такой реальной представляется давняя идея в современном варианте. И важно, что к прорывному проекту есть живой интерес и деятельные подходы.
Виктор Сухоруков,
Катав-Ивановск
Поделиться

