Считаем и бережем... Когда подопрет

4 Февраля 2011

По времени недавняя поездка в Катав-Ивановск совпала с принятием пятнадцатипроцентного «потолка» по росту тарифов на услуги ЖКХ в 2011 году. Ориентиры на территориях определены следующим образом: по Юрюзани верхняя планка тарифного увеличения ограничена в рамках 14,4 процента, по Катав-Ивановску — 14,7 процента.

По времени недавняя поездка в Катав-Ивановск совпала с принятием пятнадцатипроцентного «потолка» по росту тарифов на услуги ЖКХ в 2011 году. Ориентиры на территориях определены следующим образом: по Юрюзани верхняя планка тарифного увеличения ограничена в рамках 14,4 процента, по Катав-Ивановску — 14,7 процента.

Как заметил руководитель районного комплекса ЖКХ Юрий Сахаров, конкретное решение по регламентации тарифной планки сняло общее напряжение по проблеме. В остальном все идет в плановом режиме проведения отопительного сезона. Без крупных аварий и сбоев.

Но со вновь появляющимися долгами за энергопотребление. Текущая задолженность, к примеру, по Катав-Ивановскому району с начала отопительного сезона за электроэнергию и газ возросла до 24 миллионов рублей.

Все это вместе наряду с первоначальными прогнозами роста тарифов на двадцать и более процентов резко оживило старые мысли: «Надо считать каждый рубль! Надо беречь все до последней капли — электричество, газ, воду!». Вновь часто стали вспоминать забытый лозунг «Экономика должна быть экономной!».

Каждый начинает просчитывать: где и как сэкономить на услугах ЖКХ? Есть и на катавской земле, как и повсеместно, умельцы, смело берущиеся за прогрессивные технологии, годные для внедрения в собственном жилье.

Наиболее простым представляется путь к бережливости через отказ от магистрального теплоснабжения к обычной печке с дровами или углем в топке. Гораздо выгоднее!

Кто помастеровитее, тот берется за внедрение в своей «хрущевской» квартире собственного тепловодонагревателя. «450—470 рублей экономлю за счет него за месяц, — говорит мне Петрович (так назову моего собеседника-катавца). — В любой момент нагрею воды, сколько необходимо, или обогрею жилье. Я собственник жилья, а потому имею право на выбор альтернативы дорогим услугам ЖКХ. По горячей воде и теплу в собственной благоустроенной квартире мне удалось выбрать выгодный и недорогой вариант».

Разумеется, обращение к экономичной альтернативе на услуги ЖКХ не носит всенародный характер. Больше это витает в мыслях, чем на практике. Считаем и экономим тогда, когда припрет.

И начинаем беречь вся и все: отключать поутру любой электропотребляющий прибор, лампочку в подъезде и так далее. Экономим день—два. Делаем себе пометку к получке: «На зарплату обязательно куплю и установлю в ванной счетчик, буду беречь воду и экономить на семейном бюджете».

Экономная мысль нередко работает и на халявное потребление. До анекдотов доходит! Поведали мне в Катав-Ивановске, что у них есть умельцы, способные запустить опломбированный прибор поквартирного учета воды на обратный отсчет с помощью обычного пылесоса. Чем не Левши?! На байку походит, но, говорят, факт имеет место на самом деле.

Вот так, по одной утечке в общей массе накапливается огромная цифра потерь, отчего и растут тарифы. Сегодня уже никто повсеместно не скрывает: проблемы ЖКХ существуют от известных причин — огромных потерь и стремления наживы. По поводу второй темы отдельный разговор, хотя бы потому, что она очень и очень закрыта и труднодоступна.

Зато наша расточительность общеизвестна, ибо она безмерна. К примеру, водоснабжение Катав-Ивановска. Само по себе оно уникально. Город питается исключительно чистой водой из артезианских скважин. По нормам потребления недра выдают один миллион тонн воды. Затем желанная влага закачивается в накопительные емкости, а из них самотеком расходится по многочисленным потребителям.

По расчетам «Горводоканала» необходимые объемы воды по плановому потреблению насосы способны поднять за четыре часа. На деле же эти агрегаты без устали молотят все 24 часа в сутки. Причины известны — бездонные утечки, несанкционированные разборы, порывы, поливы и так далее. Вот из чего складываются убытки «Горводоканала», вот причины задолженности по зарплате его работников на два—три месяца. И как следствие — тяготение к повышению тарифов.

То же самое по электропотреблению. Сегодняшние замеры круглогодично не превышают в быту 170—180 вольт. И здесь о бережливости и строгом учете вспоминают, когда новая цена подопрет. А к очередному ценообразованию у нас особая тяга и страсть. Это уже есть повсеместно.

При создавшейся ситуации по проблемам ЖКХ четче утвердили себя и свои «плюсы». В том же Катав-Ивановске, как мне сообщили в городской администрации, больше укрепили свои позиции местные ТСЖ, нежели управляющие компании. Пример тому деятельность ТСЖ Жилпоселка, возглавляемого Галиной Волковой.

Жильцы отдают предпочтение товариществу собственников жилья «живой» работой, повседневной взаимосвязью, строгим контролем и отчетностью. И самое главное — реальными ценами за услуги и все необходимые ремонты. Это люди тоже научились видеть.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты