Захват будущего: угроза или реальность?
По пути в Еленинское поселение проезжаем Михайловку, которая входит в состав этого поселения. Признаться, село представляет не самый цветущий вид...
Вернули к жизни
По пути в Еленинское поселение проезжаем Михайловку, которая входит в состав этого поселения. Признаться, село представляет не самый цветущий вид. Покосившиеся заборы, худые кровли, брошенные дома — на снимке, единственная разбитая безлюдная дорога говорят о том, что жизнь уходит из этих мест. Сравнительно недавно это село было одним из отделений Еленинского совхоза с отлаженным производством. Сейчас от прежней сельскохозяйственной жизни не осталось и следа, как и от всего былого предприятия.
От окончательного развала Еленинское поселение удержали добыча и переработка мрамора. Оставшиеся от прежнего сельскохозяйственного акционерного общества 11 крестьянско-фермерских хозяйств обрабатывают 8 тысяч гектаров земли и на сельскую экономику практически не влияют. Обрабатываемые земельные площади неуклонно сокращаются и сейчас 8 тысяч гектаров брошены и зарастают сорняком вперемежку с молодым лесом.
Восстанавливать их никто не собирается, и в Еленинке давно перестали связывать свое будущее с былым производством хлеба и молока. Раньше здесь действительно умели работать и для еленинского зерна на расположенной в нескольких километрах станции Джабык построили хлебоприемный пункт, а для переработки молока небольшой молочный завод. Сейчас крестьянско-фермерские хозяйства не дают угаснуть сельскохозяйственному направлению, но его перспективы многие измеряют несколькими годами. Будущее на селе связывают с мрамором. И сейчас на окраине Еленинки, где еще сравнительно недавно бродили тучные стада коров, высятся светлые корпуса завода по переработке мрамора.
Его ввели в эксплуатацию в 2009 году и почти сразу вывели на проектную мощность. Сейчас завершается благоустройство заводской территории с зелеными газонами, цветами, молоденькими сосенками и обязательным асфальтом подъездных путей. Мраморное производство не только вернуло Еленинку к жизни, но и принесло на село современную культуру производства и новый уровень жизни.
Завод не удивил высокой технологией производства. Сейчас в Челябинской области промышленные предприятия строят по самой новейшей технологии в соответствии с мировыми стандартами. Еленинский завод из этой категории. Удивили люди. Впервые за последние 10—15 лет удалось встретить на селе практически молодежный коллектив, созданный из высокообразованных специалистов. Из других сел молодежь неудержимо уезжает, здесь остается и находит себе дело по душе с достойным заработком.
— Здесь у нас работают 170 человек,— говорит исполнительный директор завода Николай Прохоров. — Средний возраст коллектива немногим превышает 30 лет. У каждого третьего — высшее образование, многие учатся без отрыва от производства в Магнитогорском государственном техническом университете. Работают семьями, но главное заключается в том, что все они — местные жители и завод им дал то, что не всегда можно найти в большом городе.
Мнение директора разделяют не только Виталий Демарев, Юлия Исаева, Илья Мальцев, но и другие сельские жители. Глава Еленинского сельского поселения Сергей Шулаев будущее села связывает с развитием этого завода.
— Мы заинтересованы в развитии этого завода, так как сельскохозяйственное производство давно уже стало второстепенным,— говорит глава Еленинского поселения.— Для нас завод — это стабильные налоги. В прошлом году предприятие перечислило в наш бюджет 450 тысяч рублей из 1,8 миллиона рублей всех налогов. Кроме того, начали находить совместные решения для улучшения нашей сельской жизни. Завод реконструировал водонапорную башню, что для нынешнего жаркого лета дорогого стоит, работаем по благоустройству и другим направлениям, так как завод является социально ориентированным предприятием. И если раньше люди покидали родные места, то сейчас Еленинку выбирают для жительства. Сейчас у нас одновременно строят 5 жилых домов. Когда это было?
Если строят, верят в перспективу, но она без проблем тоже не обходится. Одна из них выходит на первый житейский план и не терпит никаких отлагательств. В Еленинке задержалась молодежь, а вместе с ней и дети. Детский сад на 35 мест заполнен до предела. В очереди еще больше — 40 малышей. В селе рачительные хозяева сохранили здание еще одного старого детского садика, но его необходимо привести в соответствие с современными требованиями. На это необходимо 600 тысяч рублей. Половина этой суммы в бюджете поселения есть. Другую половину попросили в районном бюджете и получили ожидаемый ответ: «Денег нет». Хотя для 600 миллионов рублей районного бюджета 300 тысяч рублей являются не самой большой суммой, но с бюджетными доходами в Карталах — «напряженка». И они в значительной степени в настоящем и будущем зависят от мраморного производства. Дело в том, что над благополучным предприятием нависла угроза его захвата.
Дегтем по мрамору
Предварительно все тонкости захвата были отработаны на расположенном в пяти километрах от Еленинки Новокаолиновом горно-обогатительном комбинате. При непосредственном участии директора комбината Валерия Карташова у работников завода были скуплены находящиеся в их собственности акции. Когда из них сформировался контрольный пакет, он был передан новым владельцам. За эти «заслуги» Валерию Карташову оставили одну акцию и назначили исполнительным директором Новокаолинового комбината, с которым на протяжении последних 70 лет связывали свое будущее жители Новокаолинового поселения. Сейчас такого будущего не существует.
— Действовали открыто и без тени боязни,— рассказывает один из акционеров Новокаолинового комбината Виктор Котышев. — Директор комбината Валерий Карташов вызывал в свой кабинет владельца акций и скупал их за 250 рублей за акцию при номинальной стоимости в 3600 рублей. С несогласными расправлялись без промедлений. Я отказался продавать свои акции, и сразу из начальника цеха был переведен водителем. В заработке я потерял немного. Начальником получал 8 тысяч рублей в месяц, водителем зарабатывал 7,5 тысячи. Больнее все это было воспринимать морально, как и дальнейшую судьбу комбината. Сейчас 300 работников комбината работают 3 дня в неделю, акционерам перестали выплачивать дивиденды, а бюджеты стали стремительно терять налоги. Поэтому когда появилась возможность поступить на работу на мраморное производство Александра Прохорова, я без промедления согласился.
Сейчас Виктор Котышев, работает мастером цеха отгрузки готовой продукции на Еленинском заводе с заработком более 30 тысяч рублей в месяц, что в 4 раза больше, чем у новых владельцев Новокаолинового. Такое соотношение и у других специалистов горного дела. Понятно, что такая разница в заработке ориентирует их на поиске работы только в одном определенном направлении. А когда в ООО «Елена» Александра Прохорова решили здесь построить еще один завод по производству еще одного вида микрокальцита, весть об этом быстро разнеслась по округе и внесла новые надежды в сельскую жизнь.
Свои планы в «Елене» не скрывали. 2010 год отвели под проект, следующий год — строительство завода «под ключ». Строительство нового производства планируется осуществить рядом с существующим, но на территории Новокаолинового сельского поселения при непосредственном участии испытанного партнера — швейцарского концерна «Омиа». Предполагаемый объем инвестиций составит 25 миллионов долларов. Такова стоимость новых 130, а с увеличенными объемами добычи сырья — 150 рабочих мест. При этом новая продукция позволит на 50 процентов снизить зарубежные закупки мелкодисперсных наполнителей, что приведет к значительному снижению цены многих видов отечественного производства.
Очевидно, что новый завод выгоден всем — селу, району, области и стране. На его фоне более резко и в непристойных тонах будет отражаться политика новых хозяев Новокаолинового комбината. И они начали второй захват теперь уже ООО «Елена». Для этого воспользовались испытанной схемой. Отыскали нескольких бывших пайщиков земли, на которой идет добыча мрамора, и от их имени начали захват этого земельного участка, которым на протяжении 16 лет на законных основаниях владеет «Елена». Этим пайщикам, собравшимся работать на земле, исполнилось 65 и 86 лет. Им уже не до работы, пора бы о душе подумать.
Здесь необходимо вспомнить ситуацию 16-летней давности, когда на селе месяцами не получали зарплаты, пенсий, пособий, когда в Карталинском бюджете денег не хватало ни на что. Предложение к руководству района начать на его территории промышленную разработку мрамора пришлось как никогда к стати. Постановлением главы района от 25 марта 1994 года под разработку мрамора из существующего на то время АКХ «Еленинское» были выделены 25 гектаров заболоченных земель. Фактически они были исключены из сельскохозяйственного производства. Взамен их из земель районного спецфонда АКХ «Еленинское» были выделены 25 гектаров плодородных земель.
С того времени ООО «Елена» сначала арендовало, а затем выкупило свой земельный участок с последующей регистрацией этого приобретения.
В результате такого обмена никто не пострадал, а выиграли все участники этого процесса. Так продолжалось до 2008 года, когда стала отчетливо видна огромная разница между социальной и экономической политикой двух родственных (только по профилю) предприятий. Тогда-то от имени пайщиков и поступило первое заявление в суд о признании недействительным права собственности «Елены» на этот земельный участок. Мы сознательно не называем имена пайщиков, так как реакция на их действия на селе может быть своеобразной.
К тому же суд — а по этому иску состоялось несколько процессов — в иске пайщикам постоянно отказывал. Так продолжалось до этого года, когда 8 июля Карталинский городской суд под председательством О.В. Тугаевой принял прямо противоположное решение. Но окончательным его считать не следует. Правовая оценка земельным спорам еще последует и, возможно, не одна.
Такая судебная непоследовательность вызвала обеспокоенность зарубежных партнеров, которые вложили в строительство Субутакского завода более 20 миллионов долларов и способствовали созданию еленинского производства по переработке мрамора. В конце мая этого года на это обратил внимание чрезвычайный и полномочный посол Швейцарии на встрече с полномочным представителем президента в Уральском федеральном округе Николаем Винниченко. Одновременно швейцарский концерн «Омиа» изложил полномочному представителю президента свою оценку, свое видение проблемы на «вопросы безопасности иностранных инвестиций в развитии промышленного производства на территории Уральского федерального округа». Эта оценка не носит положительного характера.
Мы говорим об этом так подробно потому, что вся эта безнравственная «возня» земельных пайщиков не самым лучшим образом начала сказываться на инвестиционной привлекательности Южного Урала. Наша область в мировых деловых кругах известна своей привлекательностью для капиталовложений. Но ложка дегтя может изменить вкус инвестиционного нектара особенно в то время, когда средства необходимы для развития экономики Южного Урала.
ВИКТОР СТРУКОВ,
strukov-vn@rambler.ru
Магнитогорск — Карталинский район
Поделиться

