Спасите «Умку»
Речь идет не о сказочном белом медвежонке. Так в Магнитогорске назвали ледовый физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный в 2007 году, стоимостью в 110 миллионов рублей...
Речь идет не о сказочном белом медвежонке. Так в Магнитогорске назвали ледовый физкультурно-оздоровительный комплекс, построенный в 2007 году, стоимостью в 110 миллионов рублей. В то время по предложению «Единой России» в стране началось выполнение федеральной программы строительства пятисот ледовых комплексов оригинальной конструкции с надувной крышей. Под ней располагалось ледовое поле, предназначенное для круглогодичного катания. В Челябинской области началось строительство пяти таких комплексов, но только Магнитогорский первым построили в намеченные сроки. Другие безнадежно отстали по времени и качеству — рушились стены, сдувалась крыша, а в Магнитогорске строители работали на совесть.
Проблемы с эксплуатацией комплекса, способного ежедневно принимать на своем льду до трех тысяч человек, начались сразу же после его официального открытия. Его построили в районе перспективной жилищной за-стройки, и шум холодильного оборудования стал причиной недовольства некоторых жильцов. Справедливости ради надо сказать — для жалоб были веские основания. Ничем не укрытая от внешней среды холодильная установка выдавала в атмосферу до сорока децибелов шума. По мнению многих жильцов окружающих домов, такое неудобство намного лучше ночного пьяного галдежа. До строительства ФОКа существовавший на этом месте пустырь летом становился средой обитания городских алкоголиков. Но и от высоких тонов электромоторов надо было как-то избавляться и с появлением первой жалобы над этой проблемой стали работать.
В результате в 2008 году уровень шума удалось снизить на 28 процентов, а к 2011 году довести его до пяти децибелов. Это позволило территориальному отделу Роспотребнадзора по Магнитогорску официально признать дневной шум от работы холодильного оборудования в пределах нормы, но его ночная работа за пределы этой нормы выходила. Зимой на соседство с ФОКом никто не обращал внимания. Но летом, когда жильцы в открытые окна запускали ночную прохладу, до жителей всего лишь одного подъезда шум был слышен. Более того, таким положением была недовольна только одна жительница, но количество на нарушение не повлияло. Это и позволило судебным инстанциям наложить запрет на экс-плуатацию комплекса.
В наше время не все судебные постановления вызывают положительные эмоции. Почему-то суды многое закрывают, но пока ничего не открыли или построили. Мы не против судебных решений или принципиальной позиции Роспотребнадзора, только вызывает обоснованное недоумение определенная избирательность надзорных органов. В поле их зрения не попадают ночные клубы и рестораны, которые не отличаются образцовой тишиной. С ночных улиц Магнитогорска не исчез автомобильный и трамвайный транспорт, который под самыми окнами жилых домов гремит намного громче притихшей «Умки».
— Мы организовали официальную экспертизу звукового фона во всех трех районах Магнитогорска,— говорит директор «Умки» Ольга Сметанина.— И во всех районах превышение составило от четырех до десяти децибелов. Это в два раза громче нашего оборудования. Почему такое нарушение остается без всяких последствий?
Вопрос вполне обоснованный, но без транспорта существование индустриального центра невозможно, а делать его эксплуатацию нормативной — хлопотно. К тому же надзорные органы на такую основательную работу едва ли способны. Другое дело — беззащитная «Умка», хотя здесь тоже не все так просто. Дело в том, что самым веским аргументом для закрытия комплекса послужила ошибка проектировщиков, разместивших комплекс ближе пятидесяти метров от одного из домов. Нарушение не самое великое — более десяти метров, но в эту зону как раз попадает один из подъездов городской многоэтажки.
Причины ошибки, возможно сознательной, тоже вполне очевидны. Выносить комплекс за жилой район в то время было затратным. Надо было подводить инженерные сети, строить дороги, и в этой ситуации комплекс мог бы стать очередным «долгостроем». Здесь же все было рядом, поэтому и построили быстро.
В начале этой недели мы побывали в «Умке». На ледовом поле совсем юные фигуристы — не старше десяти лет, старательно выполняли сложные элементы фигурного катания. Только одно отделение фигурного катания — занятия проходят на бесплатной основе, насчитывает 240 детей. Многих из них наставники считают перспективными спортсменами.
— Возраст вполне спортивный,— говорит тренер Лариса Гогун.— У этой малышки, — она указывает на одну из воспитанниц, — более десятка медалей за первые места. На днях мы вернулись с очередных соревнований в Медногорске Оренбургской области и привезли оттуда все разыгрываемые награды. Магнитогорская школа фигурного катания становится известной в Уральском федеральном округе и постоянным призером многих соревнований. На лед мы принимаем с трехлетнего возраста. Именно в такое время начинается долгий путь к олимпийским высотам. Преодолеть его могут далеко не все, но без такой подготовки спортивная жизнь невозможна. Сейчас мы освоились в нашем комплексе, но вся наша работа на грани остановки. Сегодня, возможно, мы проводим последнюю тренировку.
Сейчас сколько угодно много можно говорить о ценности этого комплекса для Магнитогорска и его окрестностей. На занятия сюда приезжают фигуристы из Верхнеуральска, Белорецка, Екатеринбурга и других уральских территорий. Кроме «Умки» в городе ледовые поля существуют еще в двух спортивных дворцах, но все они отданы культовому в Магнитогорске хоккею. Для фигуристов предназначен только этот комплекс, хотя здесь тоже формируются хоккейные команды, в том числе и из «трудных» детей. В этом комплексе занимаются не только спортом, сюда в любое время года приходят просто покататься на льду, многие семьи здесь проводят значительную часть своего свободного времени. Сюда приводят и больных детей, которые оставляют на льду все свои недуги. Но все это может прекратиться. На время выхода этого номера газеты в комплексе могут начать растапливать лед, сдувать крышу. Неужели Магнитка расстанется с «Умкой»?
Глава Магнитогорска Евгений Тефтелев, председатель городского собрания депутатов Олег Морозов принимают экстренные меры для спасения комплекса. Из городского бюджета на понижение звукового уровня направлено более пятисот тысяч рублей, но требуются еще более объемные капиталовложения. По мнению Ольги Сметаниной для спасения комплекса необходим комплексный подход к решению его проблем на основе реконструкции. Для этого разработан проект, в котором учтены все санитарные требования. Сейчас проектно-сметная документация проходит экспертную оценку в Челябинске. И только после ее положительного заключения настанет слово за городским собранием депутатов. От него потребуется решение на финансирование в пятнадцать миллионов рублей. В том, что депутаты не оставят в беде «Умку», в городе никто не сомневается. На все это надо время, которого нет. Кроме того, существующий проект не учитывает перспективу со строительством по периметру второго этажа с дополнительными спортивными залами и новой стационарной крышей.
Сейчас дети, их родители и просто любители активного отдыха пишут письма в защиту своего ледового комплекса. Под ними стоят сотни подписей неравнодушных людей. Готовится письмо и к председателю правительства Владимиру Путину. «Умка» ждет помощи.
ВИКТОР СТРУКОВ,
strukov-vn@rambler.ru,
Магнитогорск
Поделиться

