Рекордные темпы капремонта
В Челябинской области ремонтируют фасады, меняют инженерные сети, перестилают кровли в полутора тысячах домов из 2,3 тысячи запланированных по программе капитального ремонта в этом году
В Челябинской области ремонтируют фасады, меняют инженерные сети, перестилают кровли в полутора тысячах домов из 2,3 тысячи запланированных по программе капитального ремонта в этом году. Работа движется как по накатанной: подрядчики опережают сроки, уже 202 дома полностью отремонтированы, бюджетные миллиарды активно осваиваются управляющими компаниями. Заданные темпы капремонта сулят досрочное выполнение задач программы. Но не отразится ли это на качестве работ? Это выяснял корреспондент «ЮП».
Введен комплексный подход
В этом году проведение капремонта запланировано в тридцати муниципалитетах на площади более девяти миллионов квадратных метров (для сравнения — в прошлом году ремонт домов проводился в 18 городах области). Соответственно увеличилось и финансирование программы — выделено более трех миллиардов рублей против 1,9 миллиарда в прошлом году. Большая часть финансирования — 2,6 миллиарда рублей — это средства федерального бюджета, остальное — деньги област¬ной казны, муниципалитетов и самих жителей. Несмотря на то что денег выделено больше, существенного роста по количеству домов, определенных под капремонт, не наблюдается. Объясняется это введением комплексного подхода: теперь решено производить как можно большее число ремонтных работ в каждом доме, чтобы не возвращаться к нему снова и снова в течение последующих лет.
— Капитальный ремонт дома для жильцов как отдушина. Мы видим, как слаженно и организованно работает бригада, нанятая нашей управляющей компанией, как преображается наш дом и снаружи, и изнутри, — говорит жительница дома 64, расположенного по улице Красной в центре Челябинска, Ксения Трушина. — Работы выполняются быстро и качественно, но порой ремонт задерживают сами жильцы, не появляясь в квартирах по нескольку дней. В моей квартире уже поменяли трубы — качеством работ я очень довольна.
Депутатский дозор
Чтобы сохранить высокое качество работ и не позволить управляющим компаниям прокручивать бюджетные деньги, зарабатывая в собственный карман, решено ввести четкий контроль за ходом выполнения федеральной программы по капремонту со стороны законо¬творцев в каждом избирательном округе. По словам вице-спикера Законодательного Собрания области, председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству Юрия Карликанова, обеспокоенность законодателей вызвали жалобы их избирателей на телефон горячей линии, в основном направленные в адрес управляющих компаний. Со стороны последних наблюдаются некоторые злоупотребления: слишком велико искушение «прокрутить» поступающие на их счета бюджетные деньги до того, как направить их на выполнение ремонтных работ, и такие противозаконные желания руководства управляющих компаний, по мнению депутатов, нужно пресекать на месте. Как рассказал Юрий Карликанов, в Законодательное Собрание уже поступил сигнал от жителей многоквартирного дома о том, что одна из управляющих компаний не торопится направлять полученные по программе средства на ремонт. Сейчас выясняются детали происходящего.
Большинство жалоб, поступающих на телефон горячей линии Зак¬собрания области по капремонту — 239 87-91, не касается темы качества выполняемых работ. Южноуральцы в основном обращаются с просьбами включить дом, в котором они проживают, в программу капитального ремонта. С этим же требованием жители региона штурмуют государственную жилищную инспекцию по Челябинской области.
— Обращений к нам очень много. В основном просят посодействовать включению в программу по капремонту конкретного дома. Объясняем, что это не в нашей компетенции. Есть обращения с жалобами по ремонту кровли, — говорит заместитель начальника жилищной инспекции по Челябинской области Галина Яценко. — Сейчас сталкиваемся с обращениями собственников домов, которые просят не ремонтировать фасадную часть дома, а перенаправить средства на замену внутренних инженерных сетей с использованием современных материалов.
В прошлом году 80 из 120 жалоб, поступивших от южноуральцев в областную жилищную инспекцию, касались вопросов ремонта кровли. В конце августа, с приходом дождей, кровля в некоторых домах дала течь, и жильцы, напуганные повторным ремонтом за свой счет, поспешили с многочисленными жалобами. По словам Галины Яценко, не стоит забывать, что сегодня все компании, привлекающиеся к капремонту, указывают в договоре гарантийные сроки. В прошлом году они составляли в среднем два года, в нынешнем — уже три-пять лет. Гарантия обязывает подрядчиков устранять брак за свой счет, без вложения средств жильцов дома. В жилищной инспекции уверены, что абсолютное большинство конфликтных ситуаций при ремонте домов возникает из-за пассивного отношения жильцов при выборе управляющей компании, которая выступает заказчиком работ, при составлении смет, при выборе спектра работ. Зато потом, когда ремонт на завершающей стадии, у жителей появляется излишняя активность в написании жалоб.
Сменить заказчика не поздно
Запоздали с инициативами жители дома по улице Володарского, 13, расположенного в Центральном районе областного центра.
— О том, что наш дом попал в программу капитального ремонта, мы узнали, когда к нам пришла бригада менять трубы. Оказалось, что без нашего ведома руководство созданного ТСЖ «Вперед» составило и утвердило все необходимые сметы, а деньги в размере пяти процентов, необходимых от собственников жилья, взяли из фонда ТСЖ, — рассказывает жительница дома Ольга Шульгина. — Первый конкурс на капремонт по кровле и водоотведению прошел с участием членов ТСЖ, но без участия собственников нашего дома, которые не были приглашены на собрание жильцов. Ведь если ремонтные работы касаются нашего дома, логичнее было бы пригласить на собрание жильцов именно этого дома?!
Не устраивает собственников жилья и то, что в смету были включены самые обычные и дешевые, по их мнению, материалы. Например, жильцы категорически не согласны на оцинкованные трубы, а намерены добиваться труб из полипропилена, который, кстати, по цене выходит дешевле в два раза. Когда собственники жилья возмутились несовременными материалами в смете, оказалось, что сменить их и пересчитать смету возможно только при повторной оплате экспертизы.
— Сейчас делают кровлю, хотя ее ремонтировали недавно, до проведения капремонта, тем более гарантия от прежних подрядчиков еще не закончилась. Опросив жильцов нашего дома, мы решили, что кровлю нам не нужно ремонтировать, а лучше перенаправить эти деньги на ремонт системы водоснабжения, причем использовать современные материалы и пластиковые трубы, — говорит Ольга Шульгина. — Мы понимаем, что сильно запоздали со своими инициативами, но хотим все одного: чтобы в нашем доме капитальный ремонт производился с учетом наших пожеланий, а не просто для галочки.
Однако сегодня менять ТСЖ на иного заказчика работ жители челябинского дома не намерены, надеясь, что после волны их возмущений ситуация исправится сама собой. И это опять проявление пассивной позиции собственников квартир, так как специалисты областной жилищной инспекции утверждают, что сменить управляющую компанию никогда не поздно.
Поделиться

