Алкогольная лихорадка

23 Сентября 2009

На рынке горячительных напитков в скором времени могут произойти серьезные перемены — начиная от повышения акцизных ставок, ограничений в объеме, градусах и времени продажи алкоголя и заканчивая грядущей госмонополией

На рынке горячительных напитков в скором времени могут произойти серьезные перемены — начиная от повышения акцизных ставок, ограничений в объеме, градусах и времени продажи алкоголя и заканчивая грядущей госмонополией, призванной раз и навсегда укротить пагубного змия. Президент РФ Дмитрий Медведев непреклонен в своем решении не допустить всеобщей алкоголизации страны. Однако производителей уже начинает лихорадить при мысли о кардинальных переменах в их весьма прибыльном бизнесе.

Доход с градуса
Президент Дмитрий Медведев уже поручил премьер-министру Владимиру Путину принять техрегламент, по которому к слабому алкоголю будут относиться напитки с содержанием этилового спирта не более семи процентов вместо нынешних девяти, а продавать их можно будет в таре не более 0,33 литра. Сейчас на продукцию крепостью 7—9 процентов приходится больше половины всего рынка слабоалкогольной продукции. С новым техрегламентом она попадет в разряд крепкого алкоголя, ставка акциза на который выше на 58 процентов. Таким образом, не поднимая напрямую акцизные ставки на алкоголь, удастся добиться нужного эффекта — увеличить объемы бюджетной наполняемости за счет налогового бремени на производителей горячительных напитков. Хотя долю налоговых поступлений от продажи спиртного и сегодня маленькой не назовешь. По данным управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области, за восемь месяцев этого года в бюджеты поступило акцизов по подакцизным товарам на сумму 943,6 миллиона рублей. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, правда, есть небольшое отставание на 7,9 процента (в денежном выражении — 80,3 миллиона рублей).


При этом алкогольную продукцию на Южном Урале сегодня производят только четыре предприятия: ОАО «Южно-Уральский спиртоводочный завод», ООО «Верхнеуральская винокуренная компания «Январь», ООО «Еткульпродсервис» и винный холдинг «Ариант». Только за первое полугодие 2009 года организациям-производителям было выдано 11 миллионов 595 тысяч федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции (в том числе 4 миллиона 530 тысяч — для маркировки напитков крепостью свыше 25 процентов). Поступления в федеральный бюджет за январь — август текущего года составили 0,4 миллиона рублей, что на 33,3 процента больше соответствующего периода прошлого года. В областной бюджет направлено 943,2 миллиона рублей, что ниже уровня аналогичного периода минувшего года на 7,9 процента, или на 80,4 миллиона рублей. Конечно, увеличив сверх запланированного акцизные ставки, возможно в максимально короткие сроки пополнить бюджетные закрома, однако производителям-частникам и нынешнее налоговое бремя легким не кажется. Напитки с долей этилового спирта свыше девяти процентов сегодня облагаются акцизом в 191 рубль за каждый литр безводного этилового спирта, ниже девяти процентов — 121 рубль за литр. Особые акцизные ставки существуют для игристых, шампанских, газированных и шипучих напитков «с градусом». Однако проблема, по словам участников рынка алкогольной продукции, кроется в ином: пока добросовестные производители исправно платят налоги, обороты набирает так называемый «теневой сектор», реализующий контрафактную водку, вино и коктейли.

Крепленый контрафакт
Две трети всей алкогольной продукции, представленной сегодня на торговых прилавках региона, — импорт, завозимый из Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Как показывает практика конфискации «крепленого контрафакта», именно оттуда и поступает в основном безакцизная продукция неопределенных производителей. По словам заместителя начальника отдела центра по борьбе с правонарушениями на продовольственном рынке ГУВД Челябинска Владимира Белова, в этом году только в областном центре было раскрыто более 40 преступлений, связанных с небезопасным производством, хранением и сбытом алкогольной продукции (статья 238 УК РФ). Сотрудниками органов внутренних дел выявлено 127 нарушений правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (КоАП, статья 14.16), изъято более 1,5 тысячи литров алкоголя на сумму свыше 560 тысяч рублей. Однако в прошлые годы как производителей, так и продавцов веселящих напитков все же проверяли намного чаще: сегодня надзорные органы ослабили контроль из-за вступления в силу закона № 294, который свел до минимума число плановых проверок частных предприятий:


— В месяц удается провести чуть больше десяти проверок, хотя в прежние годы их число могло превышать и сотню. При этом проверки проводим исключительно после согласования с прокуратурой области, уведомляя заранее предпринимателя о том, что через три дня к нему заглянем… Все успевают к нашему приходу приготовиться, припрятать лишнее, — говорит начальник управления по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции областного минсельхоза Вячеслав Игнатов.
По внеплановым проверкам ситуация аналогичная: теперь в жалобах должна содержаться угроза жизни — тогда есть основание для проверки. Для сравнения, в прошлом году по жалобам было проведено 210 внеплановых проверок, в этом году после вступления в силу закона № 294 их проводится по одной-две в месяц. А в это время торговые прилавки области стал активно атаковать «левый» алкоголь, цена которого в два-три раза ниже стоимости продукции местных производителей.

Профессиональный перекос
По словам участников алкогольного рынка области, сегодня добросовестные производители, исправно отчисляющие налоги, уделяющие особое внимание качеству продукции и не жалеющие средств на рекламу, находятся не в самом выгодном положении. Срывают куш в данном сегменте рынка как раз «леваки», скупающие за бесценок водку и вино в южных республиках. По словам президента винного холдинга «Ариант» Александра Кретова, в то время как законопослушные производители отчисляют в бюджет порядка 43 рублей с каждой бутылки водки, «водочные челночники» скупают этот же напиток по 20 рублей за бутылку водки в Кабардино-Балкарии, перевозят на Южный Урал и продают по 40 рублей, не отдавая акциза ни копейки. Покупатель же нынче выбирает продукцию подешевле, не обращая внимание на бренд и время работы компании-производителя на рынке алкоголя. В итоге предприятия, которые исправно платят акциз, становятся неконкурентоспособными.
— Если государство наведет порядок в производстве спирта и установит контроль в производстве алкогольной продукции, добросовестные производители от этого только выиграют, — убежден Александр Кретов. — Уменьшение градусности слабоалкогольных напитков позволит сдержать процесс алкоголизации среди молодежи нашей страны.

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты