«Запутанный» бизнес
Рунет стремительно превращается в быстро растущий гигантский супермаркет, в котором можно купить все от строительных материалов до продуктов питания...
Рунет стремительно превращается в быстро растущий гигантский супермаркет, в котором можно купить все от строительных материалов до продуктов питания. Каждый год объем рынка онлайн-торговли в России увеличивается на несколько миллиардов долларов. Корреспондент «ЮП» выяснил, безопасно ли приобретать товары через мировую паутину, и что мешает развиваться интернет-бизнесу.
По данным портала www.rbcdaily.ru ежегодно четверть россиян совершает онлайн-покупки.
Два года назад объем рынка торговли в Интернете в нашей стране составлял шесть миллиардов долларов. В 2010-м аналитики прогнозируют цифры в одиннадцать миллиардов долларов. В числе основных факторов роста называют покупки через мировую паутину железнодорожных и авиабилетов, а также оплату услуг мобильной связи. Преимущества онлайн-торговли в более низких ценах, а также доставке в любое удобное время. По сведениям службы «Яндекс.Маркет» число магазинов в рунете за 2009 год выросло примерно вдвое. Наибольшим спросом у юзеров пользуются одежда и обувь, книги и бытовая техника, строительные материалы и товары для дома.
Замороженные цены
В начале апреля челябинец Константин Задорин через Интернет приобрел холодильник фирмы Bosch за 19 тысяч рублей. Молодой человек польстился на акцию «Техносилы» — известный магазин бытовой техники делал десятипроцентную скидку при покупке товаров на сайте.
Через две недели безупречной работы компрессор начал шуметь. Константин внимательно осмотрел холодильник и к своему удивлению обнаружил, что название модели на внешней стенке (KGV 36V25 — 01) не совпадает с маркировкой на заводском стикере (та же модель, только с индексом 02). Сюрпризы продолжились, когда к неудачливому покупателю заглянул специалист сервис-центра Bosch в Челябинске.
— Оказалось, что в холодильнике вместо надежного компрессора фирмы Danfos установлен китайский, марки JaiXipera, — рассказывает Константин Задорин. — Мастер лишь развел руками, заявив, что никогда с такой фирмой не сталкивался. Менять компрессор он не стал — дефектов ведь обнаружено не было, а звенящий шум не повод для ремонта. К тому же решение о замене принимается либо продавцом, либо производителем.
«ЮП» удалось связаться с заводом «БСХ Бытовая техника» в Санкт-Петербурге, на котором изготавливался холодильник. Один из менеджеров предприятия сообщил, что модель KGV 36V25 (02) действительно комплектуется китайскими компрессорами и розничным сетям, приобретающим их товар, об этом известно.
В головном офисе компании «Техносила» в Москве нашему корреспонденту ответили, что модели Bosch KGV 36V25 и Bosch KGV 36V25 (02) различаются как по цене, так и по техническим характеристикам. Поэтому все претензии к интернет-магазину. В «онлайн-лавке» переводят стрелки на сервисный центр и на фирму Bosch, при этом не до конца понимая, как китайский компрессор мог оказаться в немецком холодильнике. В сервисном центре затягивают старую песню о главном — «решение о замене принимает либо продавец, либо производитель».
При этом максимальная стоимость, купленного Константином холодильника на большинстве интернет-магазинов не превышает пятнадцати тысяч рублей. На лицо факт обмана: заказывал одну марку, а получил более дешевую. При этом, как оказалось, Константин не единственный пострадавший в истории с некачественными компрессорами. На интернет-форуме сайта www.holodilnik.info корреспондент «ЮП» наткнулся на идентичные истории других покупателей.
Неделю назад Константин Задорин направил претензию на имя директора челябинского филиала «Техносилы» с требованием вернуть ему деньги за холодильник. В противном случае молодой человек грозится судом. На момент сдачи материала в печать документы находятся в стадии рассмотрения.
Таможня не дает добро
Культура онлайн-покупок в России только формируется. Пока самым проверенным способом приобрести нужную вещь с минимальным риском считается служба «Яндекс. Маркет».
— Магазины, дорожащие своей репутацией, как правило, выгружают там информацию о своей продукции, — говорит владелец «онлайн-лавки», торгующей автозапчастями, Дмитрий Балакирев. — Например, хотите вы заказать фотоаппарат. Забиваете в «поисковике» название модели и вам выдают все возможные варианты. Пользователи могут давать оценку магазину и оставлять комментарии о качестве его обслуживания. Если отзывы негативные, а рейтинг низкий — с такой конторой связываться не стоит.
Впрочем далеко не все интернет-торговцы спешат зарегистрироваться в разделе «Маркет» на «Яндексе». Некоторые умудряются строить бизнес, даже не имея собственного портала. Предприниматель Максим Байдин сумел обойтись ресурсами социальной сети «Вконтакте.ру». В ней он создал группу, в которую загрузил фотографии футболок, толстовок, курток, бейсболок, кед и джинсов (товар заказал с англоязычных сайтов через Интернет). В сообщество наприглашал людей «по интересам», которых подкупили демократичные цены. Получилась бесплатная, но действенная реклама. Каждый день он отправляет одежду по всей России и странам СНГ. Работает через наложенный платеж. Доставку оплачивает сам.
— Случается, что клиент заказывает одежду, а когда посылка приходит к нему по почте, он вдруг решает, что больше не нуждается в ней, — жалуется Максим. — В итоге товар возвращается обратно и мне снова приходится оплачивать доставку.
По словам Максима Байдина, перейти на предоплату практически невозможно. Из-за огромной конкуренции в сфере онлайн-бизнеса и недоверия россиян к интернет-магазинам приходится быть максимально лояльным к клиентам.
— Часто получаешь сообщения из разряда, мол, вы мошенники, если у вас закажешь клетчатую рубашку, то пришлете клетчатую половую тряпку, — признается предприниматель.
Шестьдесят процентов ежемесячной выручки Максим вкладывает в пополнение ассортимента. Склад устроил дома — вся квартира завалена коробками с вещами. «Так даже удобнее», — считает он.
Две главных проблемы его бизнеса — «Почта России» и отечественная таможня.
— Порой заказы задерживаются, и клиенты начинают нервничать, — говорит Максим. — Отправляют мне злобные письма с обвинениями в обмане. Но самое большое расстройство из-за таможни. Мало того что доставка с Запада дорогая, так еще и согласно таможенному кодексу за товар, завезенный из заграницы «Почтой России», приходится платить налог, если его ценность превышает десять тысяч рублей. Этот фактор влияет на ценовую политику в моем интернет-магазине. Из-за дурацкого закона страдает и продавец, и покупатель.
Брошенные торговые лавки
Проблемы с таможней и почтовыми переводами в нашей стране отмечают и на Западе. По данным газеты «Коммерсантъ», один из крупнейших сетевых торговцев eBay все чаще отказывается иметь дело с русскими. Вместо положенной двухнедельной пересылки товар порой застревает на несколько месяцев.
«Почта России» объясняет задержки резким увеличением почтовых переводов. По информации журнала «Афиша» рост международных отправлений в январе-феврале составил от 50 до 90 процентов в сравнении с аналогичным периодом в 2009 году. Зарплата сотрудников почтовых отделений осталась прежней.
На доставку жалуется и Дмитрий Балакирев.
— «Почта России» нередко теряет заказы, — говорит он. — Мы, как правило, не ждем, пока товар отыщут, и высылаем точно такое же изделие клиенту. Теряются через почту и денежные переводы. Иногда возвращать их приходится со скандалом.
Полтора года назад Дмитрий создал сайт по продаже запчастей для автомобилей. Сетевая лавка стала дополнением реального магазина, принадлежащего его сестре. Бизнес у Дмитрия легальный — все товары пропускаются через кассу и подлежат налогообложению. Но цены на продукцию молодой человек делает ниже — ему не приходится покупать витрины и платить арендатору за «квадратные метры».
Еще одну преграду в развитии онлайн-торговли Дмитрий видит в случайных «игроках» на интернет-рынке.
— Менеджер выбивает из руководства 50 тысяч рублей на создание сайта по продаже продукции, но ресурс в итоге бросают, — говорит он. — Чтобы сайт регулярно обновлялся, требуется персонал, который бы собирал информацию о товаре, фотографировал его, а затем выкладывал все на интернет-страничку. В итоге в мировой паутине остаются сотни брошенных торговых лавок. Неосведомленный пользователь может сделать заказ в таком магазине и, поняв, что товар никогда не придет, навсегда разочароваться в онлайн-покупках.
ВАСИЛИЙ ТРУНОВ,
vertigosmi@mail.ru
Поделиться

