Как я влез в «шкуру» ДПС

4 Мая 2010
Как я влез в «шкуру» ДПС

Каждый день в Интернет попадают десятки видеороликов, разоблачающих взяточничество и превышение служебных полномочий среди сотрудников ДПС. Корреспондент «ЮП» облачился в форму и на своей шкуре узнал, каково быть гаишником в России.

Каждый день в Интернет попадают десятки видеороликов, разоблачающих взяточничество и превышение служебных полномочий среди сотрудников ДПС. Корреспондент «ЮП» облачился в форму и на своей шкуре узнал, каково быть гаишником в России.

Казнить нельзя, помиловать

Мое превращение в гаишника началось с жертвоприношения его величеству уставу. Знакомая парикмахерша безжалостно сбрила бакенбарды, которые последние лет пять считались святыней. Друзья подшучивали: мол, подумаешь, баки, зато за день наберешь взяток, на отпуск заработаешь. Не заработал…

В пункте оформления ДТП в Ленинском районе мне выдали форму с погонами старшего лейтенанта, жезл, свисток и режущую глаз ярко-желтую жилетку. Нагрудный значок ДПС с персональным номером, на отсутствие которого моментально реагируют умные водители, мне не достался. «Если спросят, ответишь, что не отчеканили еще», — подбадривали меня «коллеги» Владимир и Виталий, в экипаж к которым я попал.

Дежурство началось с проверки документов. Работа непыльная — выбираешь жертву, показываешь ей знак жезлом и прижимаешь к обочине. Есть в этом и определенный кайф — пусть и локальное, но ощущение власти над жителями голубой планеты. Правда, то ли из-за резкости в движениях, то ли из-за выглядывающего из-за столба фотографа, автолюбители понимали, что я какой-то «неправильный гаишник».

— Чего это у вас окна тонированные, нарушаем? — допытывался я у владелицы черного «опеля».

— Так ночью страшно останавливаться: мужики заглянут в окошко, увидят, что женщина за рулем, и нападут! — пожимала плечами девушка. — А вы, видимо, стажер?

Пока я раздумывал над ответом, Владимир открыл заднюю дверь и увидел на сиденье другую женщину с маленьким ребенком.

— А что это вы малыша не в детском кресле перевозите? Так-так-так! Нехорошо, штраф в размере 500 рублей полагается. Ну что, будем составлять протокол или отпустим? — спросил меня «коллега».

«Отпустим», — с величием милостивого государя ответил я и еще час гордился добрым поступком.

Между чаем и отчаянием

День шел спокойно и сонливо. Мое первое ДТП получилось каким-то абсурдным. Нас вызвал мужик, который, сдавая назад, врезался в дерево. С Владимиром мы по-быстрому произвели замеры электронной рулеткой, и, пока Виталий составлял протокол, Вова вспомнил свои боевые подвиги.

— Как-то у поселка Сухомесово мы тормознули пьяненького мужика, хотели в наркологию везти, а он взмолился! «Ребята, — говорит, — у меня жена рожает на заднем сиденье, уже воды отошли». Отнеслись по-человечески к нему, до роддома сопроводили. А минут через десять, как в больницу доставили, его жена родила. Если бы протокол составлять начали, пришлось бы на месте роды принимать. Это я к тому, что не нужно из нас демонов делать, мы обычные люди и все понимаем!

Владимир работает в органах уже 17 лет. Повидал многое. Один раз даже задержал жулика. Преследовал его по трассе, а когда тот машину бросил, до-гнал… по сугробам… в валенках. Позже в отделении выяснилось, что у «беглеца» были при себе вещи, украденные из квартиры бывшего прокурорского работника. Владимира планировали наградить премией, но денег в кассе не было, поэтому решили дать ценный подарок, но и его не оказалось. Отделались благодарностью…

Работа по ДТП дала понять, что истины не существует. Например, водитель, выезжающий со двора на дорогу, обязан пропустить встречные машины — потому что у них главная. Он этого не делает, как результат — авария. Правда, перед местом столкновения находятся знаки пешеходного перехода. И вот он стоит обиженный, смотрит то на меня в форме, то на свой искореженный «форд» и повторяет: «Конечно, я ему уступить дорогу должен был, все понятно! Но рядом же пешеходный переход. Человек переходил дорогу, все остановились, а он не пропустил! Ну не пропустил же, черт возьми! А я думал, что пропустит, вот и поехал». И вроде бы есть в его словах правда, но формально все равно виноват он.

Внутренние сомнения одолевают целый день. Вот девушка с мокрыми глазами, выходит из своей белой «девятки» и выдавливает: «Я включила поворотник, но поехала прямо!» Вот подкачанный дядечка с «дэу-нексии», хозяин «тренажерки», нервничает: «Меня ввели в заблуждение поворотником, поэтому я ее не пропустил! Хорошо, что вообще ушел от столкновения. Да не орал я на нее и никого не пугал, я что, по-вашему, садист?» Вот его пьяный друг, бывший вояка, отводит меня в сторонку, бьет себя в грудь кулаком и говорит: «Слово чести и слава! Слышь, малой, ты разберись там, а то Сафа подъедет, Галик подъедет, а тебе это надо?» Вот Вова просит: давай дуй за понятыми. Стоишь, отчаявшись, потираешь замерзшие от ветра руки и думаешь: сейчас бы чайку горяченького!

Вы не имеете права просить права!

Ночное дежурство началось с построения. Начальство озвучило боевые задачи, дало ориентировку на угнанные автомобили, украденные сотовые телефоны и потерявшихся старушек. Я сел в машину к двум молодым инспекторам Паше и Жене (которого в части называют Джоном).

По дороге ребята описывали мне «прелести» своей профессии.

— Недавно по всему городу гонялись за БМВ седьмой серии, — говорит Паша. — Водитель внаглую пробки по встречке объезжал, к счастью, ни с кем не столкнулся. Еле-еле остановили, начали вытаскивать из машины, а он кричит: «Убери руки, я — Саша Белый!». А потом начал давить на нас, мол, тебя уволят, попрощайся с работой.

Ночное дежурство проходило спокойно. Мы тормозили машины, проверяли документы и отпускали водителей восвояси. В одиннадцать вечера произошел забавный случай. Один усатый мужичок попросил нас обязательно задержать темно-синюю «Волгу» с таким-то номером и с пристрастием допросить ее владельца.

— Он вообще-то правила не нарушает, — признается мужчина. — Зато этот подлец увел мою жену, поэтому нужно заставить его понервничать.

Под занавес моей работы случился и негатив. Паше показалось подозрительным, что метров за пятьдесят до нашей дислокации водитель дорогой спортивной иномарки резко развернулся и припарковался у частного дома по улице Артиллерийской. Решили подъехать к машине и проверить документы. Задачка оказалась не из легких. Парень, находившийся за рулем, сразу же достал видеокамеру и устроил Паше допрос с пристрастием.

— Проверка документов и сверка номерных знаков производится только на стационарных постах ДПС… Так что вы не имеете права!

— При проведении специальных операций мы имеем право проверять документы!

— Что за операция? Мой автомобиль единственный в городе, он не может попадать под ваши ориентировки. Это видео я отнесу вашему начальству, после чего буду подавать на вас в суд.

Конфликт затянулся на полчаса. Парень сетовал, что его отвлекли от «ночной» работы, грозился всеми инстанциями, звонил жаловаться в дежурную часть. Под конец у Паши лопнуло терпение, и он в присутствии понятых проверил недовольного молодого человека на алкоголь. Спиртометр не показал ничего. «Мы с вами еще увидимся… в суде», — торжествовал принципиальный водитель.

— В последнее время все сидят на форумах, читают пособия по «противодействию гаишникам», а потом устраивают нам спектакли. Вместо того чтобы просто потратить полторы минуты и показать нам свои права… Разве это сложно?

ВАСИЛИЙ ТРУНОВ

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты