Новый виток жизни сильного человека

31 Декабря 2010
Новый виток жизни сильного человека

Каждый день он берется за кисть. Говорит: «Некомфортно себя чувствую, если не рисую. Это похоже на чувство голода, только не физического — душевного». Николай Петрович Лузин — самодеятельный художник из Челябинска. Вроде бы, что особенного? Но… Картины он начал писать, когда ему стукнуло восемьдесят.

Каждый день он берется за кисть. Говорит: «Некомфортно себя чувствую, если не рисую. Это похоже на чувство голода, только не физического — душевного». Николай Петрович Лузин — самодеятельный художник из Челябинска. Вроде бы, что особенного? Но… Картины он начал писать, когда ему стукнуло восемьдесят.

 Прекрасные ландшафты

Когда началась война, Коле было двенадцать. Отца забрали воевать. А в 1942-м пришло скорбное известие: погиб на Ленинградском фронте. В семье м четверо детей, Николай остался за старшего. Из обычной школы пришлось перевестись в вечернюю, пошел работать. Мать кружева плела, вышивала на заказ: шторы, покрывала, скатерти. Дни и ночи, не разгибаясь. Но прокормить семью все равно оказалось нереально. Потеряли единственную девочку, умерла в три годика от недоедания. Остались три брата.

— Еды нам постоянно не хватало, а были дни, когда ее и вовсе не было, — вспоминает Николай Петрович. — Мы в Копейске жили. Земли своей не было, это ж город. Удавалось лишь картошку высаживать. Ею, в основном, и питались.

В семнадцать лет Николай пошел работать в шахту (до этого трудился, где придется). Параллельно поступил в горный техникум. Окончив его, трудился там же, в шахте, но уже мастером. Однако на этом не успокоился. Отправился снова учиться — в Уральский энерго-механический институт инженеров железнодорожного транспорта. Тяга к познанию нового будет сопровождать его и дальше, на протяжении всей жизни. Поэтому, как сейчас деликатно выражаются, в «третьем возрасте», он начал постигать азы ремесла художника. Но об этом позже.

Получив высшее образование, Николай Лузин трудился в НИИОГРе — научном проектно-исследовательском институте открытых горных работ, заведовал техническим отделом. Там же с супругой будущей познакомился — Кларой Николаевной. Вскоре у них родились двое сыновей.

Казалось бы, все в жизни есть, однако… Время от времени вспоминались Николаю Петровичу эпизоды из его детства: прекрасные виды, открывающиеся в селе Бродокалмак, куда он приезжал отдыхать до войны к деду, мать с ее удивительными коклюшками и созданными ее руками прекрасными изделиями… Душа просила творчества. А еще супруга Клара Николаевна очень живопись любила, часто они вместе ходили на разные выставки. Время от времени в сознании мелькало: вот бы и мне так, ведь могу!

Действительно, в детстве, до войны, он пытался рисовать. И получалось! Дом в Копейске семья приобрела когда-то у пожилой четы учителей. От них в наследство осталась прекрасная библиотека.

— Какие там были книги! — восхищенно вспоминает мой собеседник. — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Борьба за огонь» Жозефа Рони-старшего… Я ими зачитывался! Но самое главное, книги были прекрасно иллюстрированы. Я пытался эти картинки воспроизвести, срисовать. Достаточно убедительно выходило.

Виток развития

Кто знает, если бы не война, глядишь, и удалось бы реализовать Николаю свои умения вовремя. Но ему пришлось выживать в жестоких условиях и зарабатывать на хлеб насущный, не до «игрушек».

В 2003 году умерла супруга. Три инфаркта, не сумели спасти. У двоих взрослых сыновей давно своя жизнь. Чем заняться? Как заполнить образовавшийся вакуум? Пытался увлечься садоводством — как-то не захватило. Участок продал, а в сердце все настойчивее стучалась тоска. Тут кто-то из соседей или знакомых подсказал: вам надо заняться тем, к чему давно душа лежит. В сознании вспыхнуло: рисование!

Николай Петрович навел справки и направился в народный университет Челябинской областной организации общества «Знание». Там как раз действовала секция живописи. Занятия вела опытный педагог Елена Федорова. Она терпеливо и доходчиво объяснила основные приемы, технику. У Лузина, которого Елена Эдуардовна оценила как одного из самых перспективных учеников, начало получаться, практически, сразу же.

Он пишет, в основном, пейзажи, натюрморты. Реже — портреты. И, в основном, все свои творения затем дарит — знакомым и родным. Хотя, уточняет, находились и покупатели. Но Николай Петрович не корыстный. Ориентир в творчестве для него — русская классика, художники-передвижники. Более всего восхищают Репин, Поленов, Айвазовский.

Особенно любит Лузин зиму «с ее холодною красою». Зимних пейзажей в созданной им коллекции немало.

— Есть в нашей зиме своеобразная прелесть, — рассуждает. — Море красок… Это только кажется, что она белая. На самом деле, цветная. Особенно зима в лесу.

Однако и о летних своих впечатлениях Николай Петрович не забывает — изливает их на полотнах. Работает Лузин, в основном, масляными красками. Использует холсты и картон. Технология достаточно сложная, но его это не отпугивает.

— Откуда черпаете сюжеты?

— Из своих впечатлений, из Интернета (фоторепродукции присылает сын), и даже из вашей газеты. Я постоянный читатель «Южноуральской панорамы», на ваших страницах нередки прекрасные фотоиллюстрации. В том числе, пейзажные. Бывает, «домысливаю» какую-то известную картину. Вот, например, копия картины Поленова. Но я дополнил ее своими деталями, переосмыслил. А здесь, видите, изображен прославленный маршал Жуков. Год 65-летия Победы заканчивается… Это — моя дань восхищения великому полководцу.

Благодарно принимать

Уже дважды у новоявленного живописца проходили выставки в обществе «Знание». После этого, как у настоящего таланта, появились свои поклонники. Николай Петрович дает почитать книгу отзывов. Благодарные зрители восхищаются его энтузиазмом и жизненной силой, желают новых творческих удач и вдохновения, а также — «выйти на городской выставочный уровень».

Кстати, этот необычный живописец медленно, но верно продвигается в своем начинании. В обществе «Знание», например,меня заверили: имя слушателя Николая Лузина и фото его картин помещены в международный литературно-художественный альманах «Вереницы», размещенный на сайте общества: www.znanie74.ru

В составе редколлегии альманаха представители России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана, США и Великобритании. От них поступили отзывы: «Картины 82-летнего пенсионера — это здорово!».

Действительно, знакомство с этим необычным, неунывающим, оптимистичным человеком (дважды отцом, четырежды дедом и четырежды прадедом!) дает мощный импульс, заставляет задуматься. Если человек в восемьдесят с лишним не опустил руки, не смирился с обстоятельствами и горем, смело начал новый виток жизни, значит, этот человек силен духом своим. Жизнь надо «благодарно принимать» до последнего, ища в ней новые возможности для развития. И Николай Лузин живет по этому принципу. Прислушайтесь к нему, всмотритесь. Здесь есть, чему поучиться! n

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты