Дело «Ивана-дизеля» продолжается

19 января 2011

В июне этого года исполнится 70 лет с момента начала Великой Отечественной войны.

В июне этого года исполнится 70 лет с момента начала Великой Отечественной войны.

В связи с этим событием в челябинском музее ЧТЗ пройдет цикл мероприятий, посвященных скорбной дате. Проведут их совместно с ветеранами, ветеранскими организациями, молодежью.Первая такая встреча состоялась вчера.

В ней участвовали ученики седьмого класса школы № 18 и ветераны Челябинского тракторного завода, работавшие на предприятии в послевоенные годы.

Тема первой встречи — 105-летие легендарного конструктора танковых двигателей Ивана Трашутина.

Иван Яковлевич Трашутин (годы жизни: 1906—1986) — советский конструктор-моторостроитель, главный конструктор по моторостроению специального конструкторского бюро № 75 Челябинского тракторного завода, инженер-полковник, дважды Герой Социалистического Труда. Один из создателей знаменитого танка Т-34.

В Челябинск он был эвакуирован. Прибыл в начале Великой Отечественной войны, вместе с Харьковским тракторным заводом, где работал конструктором. В октябре 1941-го года Иван Трашутин был назначен главным конструктором по моторостроению специального конструкторского бюро № 75, которое ему довелось возглавлять следующие сорок лет своей жизни. Он оставил Челябинск только в 1981-м году, после того, как вышел на пенсию по состоянию здоровья. Далее переехал в Ленинград, жил там с семьей. Скончался после тяжелой продолжительной болезни.

Как дважды Герою Соцтруда Ивану Яковлевичу должны были возвести бронзовый бюст на его родине, в Донецкой области. Причем при жизни. Но Трашутин, представьте, попросил соорудить монумент здесь, в Челябинске, поскольку считал наш город своей второй и, возможно, душевно более близкой родиной. Бюст можно видеть перед входом в Детский парк, что расположен близ Комсомольской площади. А еще в поселке Чурилово есть улица Трашутина.

Иван Трашутин мог уехать из нашего города после войны, но не сделал этого. Всю свою последующую жизнь связал с Челябинском. Кстати, он еще и почетный гражданин Челябинска. Награжден четырьмя орденами Ленина (в 1941-м, 1945-м, 1966-м и 1976-м годах), орденом Красной Звезды, медалями.

О том, каким человеком и специалистом был Иван Яковлевич, вспоминали его коллеги и соратники — конструкторы и инженеры Владимир Ласюченко, Виталий Федоров, Юрий Епанешников, Юрий Екимов, Эдуард Соболев. Вот что рассказал, например, Эдуард Алексеевич Соболев:

— Трашутин был, как сейчас говорят, трудоголиком. Он просто жил в цехах! Был очень требовательным, особенно по части качества. Как-то я наблюдал такое: рабочие не могли, как ни бились, найти причину неполадок в двигателе танка. Так Иван Трашутин пришел в цех сам, снял пиджак, засучил рукава, залез в двигатель и сам починил его, устранив причину! Такое случалось, причем не раз.

Иван Яковлевич всегда наставлял: двигатель — это сердце машины. Будет двигатель барахлить, танк остановится, и весь экипаж погибнет. Нельзя такого допускать! Поэтому он требовал максимального качества. Не зря наши танки считались лучшими в мире. Боевые бронемашины были и у американцев, и у англичан. Но у них — бензиновые, карбюраторные (а, значит, легковоспламеняющиеся, пожаро- и взрывоопасные), а у нас — работающие на дизельном топливе. Это считалось большим преимуществом, было значительным плюсом.

В годы войны гитлеровские конструкторы танков уважительно называли Ивана Яковлевича «Иван-дизель». Кроме эксклюзивности, высокой качественности наших танков, которая обеспечивалась, в частности, благодаря Ивану Трашутину, он был еще и прекрасным наставником, добился преемственности своей деятельности. Воспитал целую плеяду конструкторов-продолжателей своего дела. За это ему тоже честь и хвала.

Всего при участии и под руководством Ивана Трашутина созданы 87 только основных типов двигателей для военной техники, в том числе для легких, средних, тяжелых танков, артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортеров, плавающих танков и бронемашин, гусеничных и колесных шасси под ракетные комплексы, паромно-мостовые машины, специальные артиллерийские и ракетные шасси, самоходные орудия. Кроме того, в народном хозяйстве на двигателях Трашутина работали и продолжают работать самоходные подъемные краны, гусеничные экскаваторы, вездеходы, транспортные путеукладчики, котлованные машины, многие типы тракторов.

Надо отдать должное, в Челябинске имя Ивана Трашутина хорошо помнят. В Тракторозаводском районе, на доме 7а по улице Горького, где жил выдающийся главный конструктор, имеется мемориальная доска. Имя «Ивана-дизеля» навечно вписано и в историю отечественного машиностроения. На ЧТЗ до сих пор работают люди, лично знавшие его. Дело Трашутина продолжается. Двигатели его родного конструкторского бюро сегодня экспортируются и в страны дальнего зарубежья.

В финале встречи в музее ЧТЗ ветераны подарили школьникам книгу о конструкторе Иване Трашутине, составленную сотрудниками заводского отдела по дизелям. А музею ветераны вручили альбом «Дизельмоторы 40-го года» и «Памятку водителя».

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты