По протоптанной тропе
Национальные, религиозные взаимоотношения — самые щекотливые и тонкие нити, связывающие наше общество. Как сделать, чтобы они не порвались, освободив человека от всяких обязательств перед обществом, или не превратились в веревки, удушающие свободу человека иной веры и национальности.
В решении национальных проблем не нужны радикальные реформы и, тем более, чужие подсказки
Национальные, религиозные взаимоотношения — самые щекотливые и тонкие нити, связывающие наше общество. Как сделать, чтобы они не порвались, освободив человека от всяких обязательств перед обществом, или не превратились в веревки, удушающие свободу человека иной веры и национальности.
Этой весной на эту тему вышла статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» (с тем же названием в Челябинске выпущена брошюра). Ведущий ее тезис звучит так: одно из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Как обеспечить последний постулат? Об этом мы беседуем с начальником областного управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Ильей Аносовым.
Последний рубеж
— «Россия: национальный вопрос». Это название и програм-мной статьи Владимира Путина и брошюры, подготовленной вашим управлением. Эту статью в разгар президентской избирательной кампании кто-то читал, кто-то не читал. Во всяком случае, о ней слышали все. И вы решили заняться ее популяризацией?
— Действительно, жаль, что многие особо и не вчитывались в авторскую статью Владимира Путина. А в ней обозначены очень многие положения, касающиеся государственной национальной политики и взаимоотношения с религиозными объединениями. Пришло понимание, что необходимо что-то здесь менять. Владимир Путин резко подверг критике западную политику в сфере национальных отношений. Иначе она называется мультикультурализм. И эта политика, пусть и не в официальном статусе, а на уровне различных некоммерческих организаций, финансируемых из различных заграничных фондов, сравнительно не так давно проводилась и в нашей стране.
Причем не надо путать два понятия: мультикультурализм и многокультурность. Последнее определяет реальную ситуацию в конкретной стране. Так Россия формировалась совершенно естественным путем как многонациональная империя. А мультикультурализм, повторюсь, это идеология, которая сегодня на Западе просто насаждается во всех сферах жизни, включая религиозную. Зачем это делается? Мы живем во время информационного общества, или, если хотите, неолиберализма. Время, когда глобальные бизнес-структуры рушат последние препоны, мешающие им распространять глобальные рыночные отношения.
— И на этом пути, по-вашему, последним препятствием остается культура?
— Пожалуй, так и есть. Именно — культура. То, что и определяет ценности жизни, расставляет приоритеты в развитии, отношениях. А мультикультурализм стирает эти границы, превращая их в условности. Ни одна из культур, ни одна из религиозных философий в условиях торжества мультикультурализма уже не будет критерием оценки личной и общественной жизни.
Поэтому Владимир Владимирович резко критикует такие методы, напоминая, что нас уже пытались толкнуть на подобный путь в религиозной сфере. Тогда нам старались навязать американскую модель государственно-конфессиональных отношений.
С ног на голову
— А не стоит ли искать истоки мультикультурализма в доведенной до абсурда толерантности, когда лихорадочно стали искать подмену ряду слов и понятий, признанных оскорблением для некоторых наций и народов? По мне эти идеологические шараханья больше напоминают заигрывания.
— Вы сами и ответили на свой вопрос. Для реализации идеологии мультикультурализма предварительно надо было насаждать идеологию толерантности. Не терпимости, а именно толерантности. Последнее вольностью перевода было уравнено в смыслах. Ничего подобного. Только в словаре Даля около 30 пояснений к слову «терпимость». И оно в нашей стране имеет свой исторический контекст.
Говоря о терпимости, мы подра-зумеваем свои отношения между нациями, историю их возникновения и существования. А толерантность несет за собой американский контекст, их историю национальных и религиозных отношений, расовых войн, которых никогда не было в России. И навязывание этого чужеродного понятия все переворачивает с ног на голову в нашей отечественной истории.
Не случайно один ученый назвал толерантность СПИДом. В иммунобиологии есть такой термин — иммунотолерантность. Проще говоря, когда организм не может сопротивляться вторжению инородных тел, провоцируя развитие различных заболеваний. В нашем случае это неспособность государства и общества сопротивляться вторжению иных агрессивных культур не самого высокого качества.
— И это не только российская проблема. Далеко за примерами ходить не надо. Достаточно вспомнить массовые беспорядки во Франции…
— А это уже следствие мультикультурализма. В русском языке есть два замечательных слова, которые имеют свой глубокий исторический смысл — это сволочь и сброд. Так называли совокупность людей, не связанных ни социальными, ни моральными, ни родственными узами. Апофеоз мультикультурализма — это международный аэропорт, в комфортных условиях собравший представителей разных национальностей, не связанных никакими, кроме коммерческих, узами. В случае экстренной ситуации это благородное мульткультурное сообщество превратится в разъяренную толпу, как в американском фильме «Крепкий орешек». Пример мультикультурности — это деревня, где люди различных национальностей связаны хозяйственными, родственными, культурными и многими другими узами. В случае общей беды жители деревни лишь еще больше сплотятся, потому что это не искусственное образование, а живой многовековой организм, как и вся наша Россия.
Идеологи мультикультурализма и пытаются превратить граждан в это некое искусственное сообщество или проще — в управляемый сброд.
Идейная уравниловка
— Владимир Путин в своей статье не только критикует эту идеологию, но и декларирует пути решения национального вопроса в отечестве.
— Он уверенно заявляет, что у России есть отличные традиции мирного сосуществования и дружбы народов разных национальностей и вероисповедания. Действительно есть необходимость заявить на государственном уровне, что мы будем выстраивать межнациональные отношения по собственной, а не американской модели. В нашей ситуации не насаждается безликость: каждый вправе иметь свои убеждения и уважать взгляды другого, даже если он их не разделяет.
На Западе всячески насаждается принцип понимания и принятия чужих убеждений, подводя гражданина к мысли, что собственные ему и вовсе не нужны во избежание идеологического конфликта. Проповедуется своеобразная уравниловка на идейном уровне. Так легче превратить индивидуумов в толпу, которой можно управлять и направлять.
А человек с национальными или культурными убеждениями становится изгоем общества. Кто сейчас самый бесправный в США — WASP — White Anglo-Saxon Protestant или белый протестант англо-саксонского происхождения. Таков печальный итог практической реализации идеологии мультикультурализма.
— Любая культура и религия определяют морально-нравственное поведение человека. Мерилом благополучия общества являются крепость семьи и рост рождаемости.
— Обратная сторона медали — человек, лишенный этих критериев, превращается в аморфную массу, которую легко направить в нужное русло. Не являясь носителем какой-либо культуры, он испытывает патологическую неприязнь к любому хранителю исторического и культурного наследия. Вот в чем корень экстремизма. Начиная с 90-х годов, единственными ценностями для многих россиян стали деньги и прибыль. Есть много исследований того периода существования России, когда во главу угла были поставлены рыночные отношения. Понимание, что это тупик, пришло позднее. Об этом говорит и Владимир Путин в своей статье.
Более того, он провозглашает еще один важный момент — государство обязано и должно помогать определенным традиционным для России религиозным конфессиям. И перечислил их, это православие, ислам, иудаизм и буддизм. В 97-м году многие европейские страны пытались оказать «демократическое» давление на Россию, чтобы в преамбуле Закона о свободе совести и религиозных объединениях не была определена роль традиционных религиозных конфессий.
При общем равенстве верующих всех исповеданий перед законом сами конфессии имеют разный исторический и социальный статус. На сегодня самый массовый институт гражданского общества в России это Русская православная церковь. Самая массовая, авторитетная и структурированная. Второй по значимости и по численности — это Центральное духовное управление мусульман России. Как бы это кому-то хотелось или не хотелось, но именно они определяют социальную и политическую стабильность, моральные и нравственные критерии поведения граждан в обществе, в позитивном смысле влияют и на демографическую картину. И государство не может этого не учитывать. Конечно, ряд положений закона, принятого 15 лет назад, требуют серьезной корректировки с учетом новых социальных реалий.
Екатерина была права
— Насколько мне известно, губернатор Михаил Юревич впервые в России подписал два соглашения о социальном партнерстве с Верховным муфтием России Талгатом Таджуддином и с муфтием Челябинской и Курганской областей Ринатом Раевым.
— Значимость этого события я хочу подчеркнуть особо. Это соглашения не о сотрудничестве, подчеркну, а именно о социальном партнерстве, что подтверждает равные права обеих сторон. Говоря о Центральном духовном управлении мусульман России, нельзя не сказать, что оно является историческим и реальным преемником Оренбургского магометанского управления, которое создавала еще Екатерина Великая. Она приняла просто гениальное решение, встроив ислам в систему российского государства, что отразило взаимные интересы государства и мусульман. Имамы были на службе в министерстве юстиции, принимали непосредственное участие в решении важнейших задач империи. В советское время эта система была окончательно разрушена, что сыграло на руку другим государствам, для которых национальный вопрос стал важным элементом геополитической экспансии.
Не секрет, что очень активно идет радикализация ислама экстремистского толка. Радикальные течения в исламе, как и многие новообразования в христианстве, отбрасывают все исторические и культурные традиции, связывающие их между собой и с другими народами… Со всеми вытекающими последствиями.
Не спешите нас хоронить
— Вопрос скорее наивный. А почему бы не сделать одной из национальных идей национальный вопрос? Урегулировав эту проблему, мы добьемся стабильности развития общества.
— Я скептически отношусь к ряду национальных идей, которые предлагаются для обсуждения. Россия и мир уже несколько идей пережили и все они претерпели крушение. Коммунизм — рухнул, фашизм тоже рухнул, сейчас на наших глазах крах переживает либерализм. Все искусственное не выдерживает испытание временем. Вспомните Королева, который прежде чем класть асфальт в своем городке космонавтов, сначала смотрел, где дорожки протоптали.
Не надо ничего выдумывать. Надо дать людям возможность жить в соответствии со своей культурой, своими национальными и религиозными традициями. И не надо никакой национальной идеи. Потому что в национальной культуре заложено уже все: патриотизм, уважение к старшим, трудолюбие, крепость брачных уз, большая семья, уважение к культуре других народов… И не надо скороспешно абсолютизировать устои советского периода, насчитывающего всего лишь 70 лет, и традиции российского государства, насчитывающего тысячелетнюю историю. Примат экономического базиса над идеологической надстройкой сыграл с СССР злую шутку. Когда заинтересованные государства ударили по идеологической (и во многом искусственной) надстройке, то от базиса с его бесспорными социальными достижениями в одночасье не осталось ничего.
И сейчас приходит понимание, что в основе жизни личности, общества и государства лежит не экономический базис, а культура, и надо возрождать исторические и культурные традиции. Люди стали трезветь от рыночного угара, сообразили, что прорубив окно в Европу, мы попали не в гостиную, а в отхожее место. И то, что нам пытались выдать за образцы европейской культуры, не более чем мутный поток нечистот, от которого страдают и сами европейцы. К сожалению, европейской культуры мы как не знали, так и не знаем. А ведь культура Европы (именно — культура, а не маргинальная поп-культура или массовая культура) — это неотъемлемая составляющая культуры России.
Чтобы закончить интервью на оптимистической ноте, отмечу, что многие положения статьи Владимира Путина уже реализуются в Челябинской области, особенно в последнее время. И разрабатываемая в настоящее время областная целевая Программа реализации государственной национальной политики и сохранения духовных традиций народов Челябинской области после ее принятия осуществит это в полной мере на нашем региональном уровне.
P.S. Кому-то может показаться, что мой собеседник несколько резок в своих оценках проговариваемой нами ситуации. Того, кто так считает, мы относим к включенной в брошюру статье И.А. Ильина «Что сулит миру расчленение России: «…Россия — не человеческая пыль и не хаос. Она есть, прежде всего, великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании. Этот народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и по национальной культуре. Не хороните же его преждевременно!
Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!».
Беседовал Марк Рискин
Поделиться

