Огни в конце ночного проспекта

24 апреля 2012
Огни в конце   ночного проспекта

Челябинску необходима концепция развития единой световой среды. Нормативная база в области освещения города, наконец, решит спор эстетики, денег и безопасности, который продолжается в областном центре и отзывается эхом в районных городах.

Челябинску необходима концепция развития единой световой среды. Нормативная база в области освещения города, наконец, решит спор эстетики, денег и безопасности, который продолжается в областном центре и отзывается эхом в районных городах.

На международной конференции «Огни большого города», которая проходила в Челябинске на прошлой неделе, специалисты обсуждали организацию светового пространства в современном городе. «ЮП» окунулась в проблему.

Пока вечерний и ночной город остается небезопасным, особенно на дорогах. Взять хотя бы световые консоли на городских улицах. Во многих точках они висят слишком низко над землей и становятся в темноте самым ярким объектом для водителей. Автолюбители жалуются и на оформление улицы Доватора. Световой купол, конечно, смотрится эффектно, но из-за иллюминации не видно ни светофоров, ни пешеходов.

Световая среда — это еще и архитектурное освещение. Челябинск в этом отношении — огромное поле для деятельности. В областном центре редкие здания подсвечиваются, оформления светом не хватает и памятникам. Зато яркости в избытке там, где установлены рекламные щиты.

Эту сферу в какой-то степени упорядочивают «Правила содержания, ремонта и реставрации фасадов зданий и сооружений», утвержденные городской администрацией в прошлом году. Но, по словам специалистов, этого мало. Нужна концепция, подобная той, что действует сегодня в Москве. Как должна развиваться световая среда Челябинска — об этом говорят наши эксперты.

Рублевый расчет

Специалисты называют Челябинскую область «аномальной территорией» по количеству производителей светодиодного оборудования.

Так много диодных светильников, как на Южном Урале, не изготавливается сегодня ни в одном российском регионе. А по некоторым оценкам, и в целом в стране.

При этом, по словам челябинских производителей и поставщиков светотехники, главы южноуральских муниципалитетов и предприятий не спешат переходить на освещение будущего, предпочитая обходиться временными недорогими вариантами.

— И совершают большую ошибку, — уверена Елена Ионова, директор местной компании, поставляющей светодиодное оборудование. — Выбирать только цену — это неправильно.

Любой экономический расчет показывает, что если производитель надежный и светодиодные светильники качественные, если сделано хорошее проектное решение, то затраты на освещение окупаются довольно-таки быстро. Допустим, на предприятии с односменным графиком работы — это произойдет за 3— 3,5 года, трехсменной — всего за год. А дальше идет сокращение потребления электричества минимум на 40 %. А с профессиональным проектным подходом — до 10 раз!

Бюджетные организации тоже можно понять. Им связывает руки существующая система госзакупок, когда тендеры на поставки выигрывает тот, кто предложит меньшую цену. На рынке светодиодов давно возникла идея: прежде чем торговаться по цене, нужно провести техническую экспертизу оборудования. Фирмы, которые ее пройдут, допускать к конкурсу. А сейчас получается, что качественное оборудование, с замечательными комплектующими, которое проработает 20 лет, часто проигрывает по котировкам ненадежному китайскому. Изделия из Поднебесной (не все, конечно) дешевле на 30—40 процентов, но сгорают через год, если не раньше. Вот такой нерациональный подход и портит впечатление о светодиодах на российском рынке.

С Еленой Ионовой согласен и руководитель компании-дилера завода светодиодов Александр Жалалтдинов.

— В некоторых муниципалитетах, хотя и с трудом, но уже приходят к тому, что не стоит гнаться за ценой, — признается он. — К примеру, в Челябинской области только на нашем оборудовании выполнено освещение сети автозаправок «Газпром», 3,5 километра дорог в Златоусте, уличное освещение в городе Юрюзань. Причем в последнем — до того, как обратиться к нам, установили дешевые светильники. В результате — люди не получили ни хорошего света, ни экономии электроэнергии.

Проблема в том, что потребителю сегодня сложно найти поставщиков качественного оборудования. Важно разбираться в технических параметрах, чтобы не попасть в ситуацию, в какой оказались заказчики освещения на магазине «Детский мир» в Челябинске. На этом объекте применили дешевые так называемые «трубочки» и вместо экономии электроэнергии в 3 раза они получили сокращение потребления ресурса только в 1,5-2 раза.

Другой пример, когда на кону уже оказывается здоровье людей и безопасность на производстве. Фабрика одежды «Пеплос» осветила свои промплощадки, заказав проект вдвое ниже по стоимости, чем было нужно. Путь экономии привел их к тому, что вместо одного светильника пришлось установить четыре, а свет от них был настолько плохим, что швеи жаловались на ухудшение зрения и быструю утомляемость.

Наши эксперты надеются, что ситуация изменится в ближайшее время. В июне этого года вступает в силу постановление Правительства РФ, закрепляющее новые стандарты в сфере использования светового оборудования. Документ вносит светодиодные светильники — уличные, промышленные, офисные — в нормативную базу. Их можно будет применять везде, кроме учреждений здравоохранения и детских (для внедрения в школах и больницах диоды еще недостаточно исследованы).

Понятно, что в развитии событий по этому сценарию особенно заинтересованы представители «светового» бизнеса. Практики приводят весомые аргументы:

— В природе и науке есть три источника света с непрерывным спектром — Солнце, лампа накаливания и светодиод, все остальные имеют линейчатый спектр, вредный для зрения, — поясняет Елена Ионова. — Прибор может оценивать такое освещение на «отлично», а наш глаз будет видеть плохо: не замечать мелких деталей, искаженно воспринимать движение. Особенно это опасно в промышленности. Приведу пример: крутящийся вал рождает для зрения стробоскопический эффект, и ощущение у работника такое, что колесо стоит. Сами понимаете, это очень травмоопасная ситуация. Вопросы безопасности и эстетики в освещении, будь то улица или производственный цех, не должны оцениваться одним только рублем.

Центры притяжения мегаполиса

Алексей Худяков, архитектор, член Союза архитекторов России, старший преподаватель кафедры «Урбанистика и ландшафтная архитектура» ЮУрГУ:

— Со студентами-дипломниками мы проводили исследование, и выяснилось, что территория от краеведческого музея и, может быть, в будущем от кинотеатра «Родина», который сейчас реконструируется, и до Театра юного зрителя, драмтеатра и оперного — это сейчас центр притяжения для челябинцев. У нас есть концепция исторического ядра города, в который входит множество объектов, но они не являются точками встречи, притягивающими народ. Как ни отвлекай людей, потоки курсируют именно там, за исключением, пожалуй, ледовой арены «Трактор», популярной среди челябинцев в последнее время.

Этот культурный магнит — на Кировке — сформировался, в том числе и благодаря организованному световому пространству. Свет ассоциируется у человека с безопасностью в вечернее и ночное время, с комфортом.

У Кировки, хоть она и не стала, по большому счету, московским Арбатом, есть в этом смысле большой потенциал. С этой улицы пока нет поворотов: шаг влево, шаг вправо — и освещение заканчивается, освоенность территории падает. Развивать ночной центр притяжения можно, заходя глубже в кварталы к улицам Труда и Карла Маркса. Освещение становится одним из инструментов, оно задаст траекторию движения. Свет — это один из знаков, по которым горожане будут ориентироваться в пространстве.

Этот принцип с успехом может использовать бизнес-сообщество. С другой стороны, нужно создать градостроительные правила, чтобы предприниматели захотели превратить свои объекты — магазины и кафе — в украшение города. Возможно, дать им налоговые льготы, передать помещения из муниципальной собственности частным инвесторам, чтобы они коммерчески их эксплуатировали.

В Челябинске разработана концепция организации набережной реки Миасс. Город спиной стоит к реке, вдоль реки у нас никто не гуляет, поскольку эта территория не освоена. Здесь тоже можно сформировать пространство для отдыха. Освещение поможет в этом.

Удобно использовать любой элемент светового дизайна, будь то подсвеченная скульптура или мачтовое освещение, которое подсвечивает какие-то конкретные объекты светодиодными фонарями и создает освещение в виде дорожки. По ней можно смело идти и чувствовать себя в безопасности. Подсветка уличными фонарями и подсветка фасадов — это совершенно обычные в архитектуре приемы, которыми тоже обязательно нужно пользоваться.

На Южном Урале удачные площадки для организации светового пространства можно найти не только в областном центре. В Кыштыме довольно большое количество памятников, пока они на реконструкции, но, я надеюсь, будут скоро подсвечены, как и центральная площадь города. В Златоусте церковь подсвечена на берегу пруда, а также центральная городская площадь. Памятники, хоть и подсвечены по-советски, но тем не менее в них есть какая-то светографика.

В основном свет сейчас концентрируется там, куда нужно обратить наше внимание. Это реклама, которая превратилась в локомотив освещения мегаполиса. Это понятно: культурные ценности денег не приносят, поэтому их оформление откладывают на потом. На подсветку социальных объектов, памятников должен потратиться муниципалитет или опять же, можно обязать коммерсантов заняться этим. Мол, будьте добры, подсветите здание, на котором смонтирована ваша реклама. Обычно же свет направлен только на рекламные щиты, баннеры и растяжки.

Город получает определенные деньги за предоставление бизнесу городского «эфира», поэтому администрация может регулировать ситуацию, к примеру, снижать коэффициенты за подсветку. Всегда в рекламной сфере действовали понижающие коэффициенты за применение современных технологий, которые уменьшали для предпринимателей расчетную ставку за аренду рекламного места. Таким образом, с помощью простого государственного регулирования можно формировать в городе достаточно большое количество освещенных пространств.

И на праздник, и на будни

Виктор Рыдарь, замдиректора по экономике и качеству ООО «Челябгорсвет»:

— Еще в 2010 году мы подсветили здания публичной библиотеки, драмтеатра, городской администрации. Огромную работу в прошлом году проделали и на Кировке — полностью заменили все фонари и поставили новые опоры, дизайнерские конструкции. Решили проблемы по эксплуатации источников света и их энергоэффективности, снизив потребление электроэнергии в 4 раза.

В светодиодах отпугивает пока только цена. Светодиодный светильник дороже распространенной сейчас лампы в 5-6 раз. С помощью новых технологий решаются лишь локальные задачи по освещению. К примеру, диодным оборудованием освещен участок по улице Лесопарковой в лесной зоне.

В прошлом году в Челябинске, по решению губернатора, стартовала работа по монтажу праздничной иллюминации. Установили почти на всех главных городских улицах светодиодные консоли, на улице Доватора, вы знаете, смонтировали растяжки, очень необычные для нашего города.

В Кыштыме и Озерске перенимают наши идеи по иллюминации. Эти города тоже преображаются, становятся ярче. По опыту общения с главами муниципалитетов, могу сказать, что у них есть желание заняться этой работой. К примеру, в Полетаево, в Каслях знаю точно, что есть интерес. Но удовольствие это не из дешевых.

А вот если сравнивать ночной Челябинск с соседним Екатеринбургом, то наш город, мне кажется, сейчас более привлекательный.


Андрей Немытов, главный инженер центра энергетического аудита ЮУТПП:

— Компании, работающие на челябинском световом рынке, предлагают сегодня интересные решения в управлении городским освещением. Их идеи объединяет одна мысль: нужно уходить от экономии денег к экономии ресурса.

К сожалению, в нашем обществе все встало с ног на голову. И обычные жители, руководители промышленных предприятий, средний и малый бизнес, прежде всего, ищут быструю экономическую выгоду. Это неправильно. Повторюсь, к ней ей нужно идти через экономию ресурса.

Начинать нужно с федерального бюджета, в котором закладывать и учитывать эти расходы сразу. А также в обязательном порядке привлекать частные инвестиции.

В качестве примера такого сотрудничества могу привести проект по замене старого светового оборудования на новое в одном из поселков Октябрьского района. Этот проект, который можно назвать беспрецедентным в рамках Челябинской области, мы должны реализовать к концу года.


Салават Шабиев, доктор архитектуры, профессор ЮУрГУ, автор проекта реконструкции главного корпуса вуза:

— Проект архитектурной подсветки главного корпуса ЮУрГУ был готов еще в 2005 году. Световыми решениями мы хотели подчеркнуть особенности стиля неоклассицизма, в котором и выполнена реконструкция. По проекту, с помощью света четко выявляется архитектоника фасада, подчеркивается устремленность здания ввысь. Шпиль уводит строение в бесконечность, и осветительные приборы помогли бы нам усилить этот мифический образ. Правда, чертежи так и остались на бумаге из-за отсутствия финансирования.

В областном центре, кроме корпусов ЮУрГУ, я бы сделал световой акцент на высотных зданиях на Кировке и проспекте Ленина. Также благодаря архитектурному свету градостроительными доминантами Челябинска могут стать промышленные предприятия. При въезде в город с любой стороны видны дымящиеся трубы. Почему бы не выделить архитектурно-индустриальную сторону нашего мегаполиса?

 

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты