Память из черного гранита

7 июля 2012

Эта большая и красивая гранитная плита в ближайшие дни отправится в волгоградскую землю, где будет установлена в память о наших земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Эта большая и красивая гранитная плита в ближайшие дни отправится в волгоградскую землю, где будет установлена в память о наших земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны.

И все как по Высоцкому:

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.

И вот такую гранитную плиту, где слились воедино судьбы наших земляков, на днях изготовили в Челябинске. Изготовили ее совершенно безвозмездно мастера МУП «Мемориал-сервис» (генеральный директор Радик Ибатулин). Гранит Габбро, из которого сделана плита, обладает высокой прочностью, устойчивостью к износу и не боится ни ветра, ни мороза.
Финансовую помощь в организации экспедиции в Волгоградскую область оказало ООО «Новатэк-Челябинск» (генеральный директор Павел Котов). В частности, компания помогла поисковикам обновить снаряжение для лагеря.


Торжественная установка памятника намечена на 15 августа. Дата эта выбрана неслучайно. Именно в августовские дни 1942 года, когда в большой излучине Дона наши земляки героически сдерживали натиск 6-й армии Паулюса, и начинался первый этап великой Сталинградской битвы. Только под станицей Трехостровской в те дни пропало без вести 308 южноуральцев, бойцов 39-й гвардейской стрелковой дивизии, удерживавших переправы через Дон. Входивший в состав этой дивизии 87-й гвардейский артиллерийский полк был сформирован на Южном Урале, в городе Верхний Уфалей, преимущественно из жителей Челябинской области.


Более года назад сводный отряд поисковиков Челябинской области при поддержке Государственного военного историко-культурного центра «Булат» (директор Иван Абрахин) отправился к местам былых боев под Сталинградом. В ходе экспедиции, проходившей под девизом «Южный Урал: своих на вой-не не бросаем», поисковики обнаружили останки 60 военнослужащих. Девятого мая 2011 года все они были захоронены на мемориальном кладбище в станице Трехостровской с соблюдением воинских и религиозных ритуалов.
Иван Иванович Есипенко был одним из участников тех боев за станицу Трехостровская, находясь в составе 39-й гвардейской стрелковой дивизии в должности командира роты. Дважды получил тяжелые ранения. Однако каждый раз снова возвращался в строй. Дошел до Берлина.


Вот что написал он в письме красным следопытам: «Вам, наверное, известно, что 39-я гвардейская стрелковая дивизия — это бывший 5-й авиадесантный корпус. А немцы не брали десантников в плен, они нас называли сталинскими головорезами и конечно очень боялись сходиться с нами в рукопашном бою. Наша 39-я гвардейская стрелковая дивизия за весь период боев ни разу не знала отступления без специального на то приказа вышестоящих командующих».


Читая эти письма, невольно думаешь о той самой теории шести рукопожатий. Она проста: все жители земли в среднем знакомы друг с другом через цепочку из пяти друзей (то есть шести рукопожатий).


С ужасом осознаешь: здесь почти тот же принцип и все то же — настолько рядышком, что мороз по коже пробирает. Вот фотография человека за несколько дней, а может быть, даже часов до рокового боя. Молодой красивый парень в гимнастерке. Сергей Маковеев, военнослужащий 37-й гвардейской стрелковой дивизии 118-го стрелкового полка. Свидетель и участник страшных событий самой страшной в истории человечества войны. И вот — останки его товарища, с которым, быть может, они не успели докурить последнюю цигарку. Знакомство с этим жителем земли через такое страшное «рукопожатие» по прошествии 70 лет...


А за тридцать лет до этого в своем письме красным следопытам Трехостровской средней школы уже постаревший ветеран Сергей Афанасьевич Маковеев описал бой, в котором пропали без вести его однополчане, о дальнейшей судьбе которых он, конечно же, не знал, и останки которых подняли в майские дни 2011 года челябинские поисковики. Все на этой маленькой планете связано друг с другом. Через месяц с небольшим эта мощная плита с выгравированными именами наших героических земляков будет установлена на правом берегу Дона, на том самом месте, где ровно 70 лет назад оборвались их молодые жизни.

На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

Марат Гайнуллин,
фото Вячеслава Шишкоедова

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты