Тропою ишана

18 Мая 2013
Тропою ишана

Одна из визитных карточек Троицка — старинное мусульманское кладбище, которое встречает вас при въезде в город. Здесь и покоится прах того человека, имя и дела которого стали не просто предметом...

В Троицке прошли Расулевские чтения


Одна из визитных карточек Троицка — старинное мусульманское кладбище, которое встречает вас при въезде в город. Здесь и покоится прах того человека, имя и дела которого стали не просто предметом исследований ученых многих стран мира, но и символом борьбы добра со злом.

 

«Духовный король»


Итак, в минувшую среду в Троицке состоялась Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России».
Приурочена она была сразу к нескольким датам — 225-летию создания Оренбургского магометанского духовного собрания (будущего ЦДУМ России), 270-летию Троицка и 180-летию со дня рождения Зайнуллы Расулева. Многие десятилетия в советское время об этом человеке нельзя было вспоминать. Зайнулла Расулев (1833—1917) — выдающийся мыслитель, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира. Известен как ишан — титул, которым наделяли руководителей суфийских тарикатов (братств) и глав общин исмаилитов.


Именно в медресе Троицка он получил свое первое духовное образование. Дважды совершил хадж, за распространение идей суфизма преследовался властями. Находился в политической ссылке, которую отбывал в том числе в Златоусте.


Был имамом мечети в Троицке, при которой основал медресе «Расулия» — одно из первых новометодных учебных заведений на Урале. Современники признавали, что троицкое медресе отличалось самым высоким уровнем академического образования в мусульманском мире. Известный русский востоковед Василий Бартольд отмечал, что «шейх Зайнулла Расулев был духовным королем своего народа». В наши дни профессор Калифорнийского университета Хамид Алгар утверждает, что Расулев был едва ли не ключевой фигурой широкого движения за обновление различных сторон жизни мусульман дореволюционной России, особенно мусульман Поволжья и Урала. Имел много учеников и последователей.

Кстати, сын ишана — Габдрахман Расулев, также стал известным башкирским религиозным деятелем, а внук — Атилла Расих — известным татарским писателем.

 

Власть и конфессия


В середине апреля было подписано историческое соглашение о социальном парт­нерстве между администрацией Челябинска и Региональным управлением мусульман Челябинской области.


И в этом вопросе Челябинская область стала одним из первых регионов в России, где появился столь важный документ, красноречиво демонстрирующий возможность сотрудничества между властью и религиозными объединениями. По словам муфтия Рината-хазрата Раева, Челябинская область — пример взаимопонимания и добрососедства между народами.

 

Толерантный Троицк


Троицк всегда отличался толерантностью между представителями традиционных конфессий и различных народов страны. Расулевские чтения лишний раз подтвердили эту особенность города. Символично, что одной из площадок форума стал актовый зал Уральской государственной академии ветеринарной медицины. В 1911 году здание будущей вет­академии занимала гимназия. В этом зале в 1920 году Колчак с Дутовым проводили свои последние совещания. В 40-х здесь размещался госпиталь для раненых Великой Отечественной.

В этом же зале в наши дни произошло по-своему важнейшее историческое событие, когда за одним столом собрались представители власти и местного самоуправления, науки и духовенства.


Челюсти и зубы — за веру


Со своими докладами, посвященными личности Зайнуллы Расулева, выступили ученые Уфы и Казани, Челябинска и Троицка. Несомненно, центральной фигурой форума стал Верховный муфтий России, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин.


Накануне под сильнейшим впечатлением он вернулся из очередной горячей точки, которых сегодня на мусульманской карте России, увы, немало. На его глазах в мечети села Средняя Елюзань Пензенской области произошла стычка между прихожанами, где председателю местного прихода и его заместителю молодчики сломали челюсть и выбили зубы…

Примечательно, что и тема пленарного заседания была посвящена противодействию проявлениям экстремизма на почве ислама. Одним из экспертов в этом вопросе стал гость из Москвы, ведущий российский религиовед Роман Силантьев.

 

А пули ложатся все ближе…


Вполне реальной угрозой, нависшей в 80-е годы над традиционным российским исламом, стал ваххабизм. Среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Уже в 90-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама становится наиболее острой. Тогда же идеология ваххабизма стала проникать на территорию Татарстана. Кульминацией противостояния с традиционным исламом стало убийство летом 2012 года в Татарстане имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. В Нефтеюганске была сожжена машина имама.


Сегодня, по данным Романа Силантьева, общая численность ваххабитов в России превышает 5 процентов от общего числа мусульман, что составляет около 700 тысяч человек.


А пули ложатся все ближе… Как недавно стало известно, в соседнем с нами Бугуруслане находился центр по подготовке террористов. От ваххабитов постоянно лихорадило и других наших соседей — свердловчан. Только в одной Курганской области до недавнего времени почти 40 (!) мусульманских общин находились под мощнейшим влиянием ваххабитов.
Сегодня на территории Челябинской области официально действует 78 мечетей и более 100 приходов.


Среди последних объектов строительства мусульманских святилищ — мечети в Кыштыме и в поселке Редутово Чесменского района. Но, как выяснилось, и в нашем, казалось бы, благополучном регионе не все так спокойно. Иначе бы не была введена полтора года назад в нашей области должность помощника губернатора по вопросам экстремизма, на которую был назначен опытный силовик Александр Дементьев.


Сегодня, по данным Романа Силантьева, самыми проблемными зонами в Челябинской области являются Чебаркуль, Озерск, Аша, Катав-Ивановск.

 

Проверка на ваххабизм


Участники форума, среди которых были и руководители муниципальных образований, справедливо поставили вопрос: как «в лицо» распознать «неверных»? Роман Силантьев предложил несколько «лакмусовых бумажек». Показателен возраст имама: влиянию ваххабизма вряд ли будет подвержен мулла, которому уже далеко за 60. Другой важный показатель неприятия ваххабизма: наличие в местной библиотеке при мечети или приходе суфийской литературы. И наоборот.


И самый главный, по мнению Силантьева, признак. Если ваша мусульманская община представляет интересы не Талгата Таджуддина, рано или поздно проблемы возникнут…

К слову сказать, подобный экспертный опыт уже несколько лет накапливается в соседнем Башкортостане, где в каждой районной администрации есть замглавы, отвечающий за религиозные вопросы.

 

Покаяние


…Возле старого мусульманского кладбища тихо. Незарастающая тропа безошибочно ведет к могиле ишана, куда тянутся многочисленные паломники, угрожая разобрать на кусочки его памятник.


И это неудивительно: в народной памяти татар и башкир по сей день сохранилось множество легенд о случаях чудесного исцеления больных, совершенных Зайнуллой Расулевым.

Но все же большинство из приходящих сюда — те, кого заботит исцеление духовное. Среди них мулла одного из мусульманских приходов. Он молится возле могилы, прося прощения у ишана.


— Не надо называть мое имя, — говорит он мне доверительно. — Я прошу прощения за брата своего, ставшего ваххабитом. Я знаю, великий ишан мне поможет…

Марат Гайнуллин

Поделиться

Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты