Ответы на лесные вопросы

9 Апреля 2009 Автор: Моргулес Дмитрий Юрьевич

Публикация «Лес рубят, «бабки» летят» («ЮП» от 30 марта этого года), в которой расследовались факты незаконной вырубки лесов в Катав-Ивановском районе, вызвала достаточно широкую ответную реакцию. Прояснить общую картину происходящего согласился заместитель начальника управления лесами Челябинской области Виктор Блинов, который ответил на наши вопросы.

Публикация «Лес рубят, «бабки» летят» («ЮП» от 30 марта этого года), в которой расследовались факты незаконной вырубки лесов в Катав-Ивановском районе, вызвала достаточно широкую ответную реакцию. Прояснить общую картину происходящего согласился заместитель начальника управления лесами Челябинской области Виктор Блинов, который ответил на наши вопросы.


Мы не Карелия. Но лес есть, и хороший


- Южный Урал можно назвать лесным краем, хотя, конечно, с такими областями, как Карелия или наши сибирские регионы, не сравнить. В Челябинской области покрыто лесами 29 процентов территории. При этом на севере и западе области есть регионы, где этот процент доходит до 86 - 90. Это Аша, Катав-Ивановск, Нязепетровск, Верхний Уфалей.

Общая площадь лесов региона - около 2 миллионов 629 тысяч гектаров. Из них 80 процентов - так называемые леса первой группы, рекреационные, «легкие» Челябинской области. В этих лесах предполагается особый режим ведения лесного хозяйства, сокращены объемы лесозаготовок, сплошные рубки и вовсе исключены. При этом из общей площади лесов порядка 400 тысяч гектаров - рукотворные леса, то есть посаженные вместо ранее вырубленных.

Если же говорить о качестве леса, то у нас он хороший. Разнообразен породный состав. Если на юге, в степной зоне мы имеем в основном лишь березовые колки и полосы лесных за-граждений полей и дорог, то на севере и западе области леса в основном хвойные - сосна, ель (в том числе реликтовые ельники, нетронутые человеком), некоторое количество кедра, лиственницы, а ближе к Башкирии есть даже дуб.

Система управления лесным хозяйством выглядит следующим образом. Есть главное управление лесами Челябинской области, которое напрямую подчинено правительству области. Впрочем, мы также подотчетны и соответствующему федеральному агентству. Плюс есть государево око на уровне Уральского федерального округа. В составе нашего управления 20 территориальных лесничеств (также имеющих статус областных государственных учреждений), в составе которых участковые лесничества.

Экономика леса

- Каков экономический потенциал лесной отрасли?
- Прежде всего, на территории области нет целлюлозно-бумажных комбинатов. И это с точки зрения экологии, конечно, к лучшему. А экономический потенциал прежде всего выражается в так называемой расчетной лесосеке - показателе, который определяет, сколько древесины в год можно заготовить без ущерба для природы. Этот показатель рассчитывается учеными по специальной методике и, поверьте, подтвержден и теорией, и практикой ведения лесного хозяйства.
Сегодня на территории области в порядке рубок главного пользования, как сплошных, так и выборочных, можно заготавливать до 751 тысячи кубометров древесины в год. Кроме этого есть так называемые рубки ухода и прочие виды рубок - там, где надо очистить лес. Здесь еще порядка 800 тысяч кубометров в год расчетной лесосеки.

При этом лесосека главного пользования осваивается сегодня лишь наполовину. Вместе с рубками ухода можно говорить о том, что всего реально заготавливается на территории Южного Урала максимум до миллиона кубометров древесины разных пород и качества.
Если говорить о доходе, который получает государство от лесной деятельности, то за прошлый год федеральный бюджет получил 72,5 миллиона рублей, еще 42,8 миллиона пошло в бюджет области. Итого - 115,3 миллиона. В эту цифру входит не только аренда и плата за заготовку леса, но и небольшой доход от культурно-оздоровительной деятельности. Но если бы расчетная лесосека осваивалась полностью, то этот показатель можно было бы умножить на два.

- А почему так мало? Лес ведь недешев - кубометр «кругляка» на лесопилках стоит до двух тысяч рублей.
- К сожалению, это не так. Лес - дешевый. На лесопилках он, возможно, и стоит две тысячи, а на корню, по госрасценкам, - 150-160 рублей (для граждан). Четыре-пять бутылок пива. И это за качественный лес. А лес, который идет на дрова, - и вовсе 20-30 рублей за кубометр на корню. А то и меньше.

- Много ли в области предприятий, занимающихся заготовками леса?
- Здесь ситуация следующая. В советские времена государство само, силами лесничеств и лесхозов (только на территории нашей области их было 28), занималось промышленными заготовками леса. Сегодня же, в том числе с принятием два года назад нового Лесного кодекса, функции управления и надзора отделены от функции ведения хозяйственной деятельности. Конечно, свои резоны в таком решении есть - получалось, что мы сами одной рукой себе выписывали лес, сами его вырубали и сами над собой надзирали. Но все классическое лесоводство во всем мире, если идет речь об экологии, об охране природы, шло именно по такому пути - вырубив дерево, надо смотреть, как это влияет на происходящее в дальнейшем, чтобы не допускать ущерба природе.

А сегодня частный бизнес получил широкий доступ к ведению хозяйственной, предпринимательской деятельности в отрасли, и лес в основном находится в управлении арендаторов, которые ведут борьбу за право аренды тех или иных участков на аукционах, проводимых государством. Так, из 2 миллионов 629 тысяч гектаров леса в Челябинской области в аренде находится более 1 миллиона 600 тысяч. В том числе вся горно-лесная зона на севере и западе области.
Всего в общей сложности лес арендуют (с учетом культурно-оздоровительных целей) 420 арендаторов. Лесозаготовками целенаправленно занимаются 57 арендаторов.

Есть свои заготовительные мощности и у государства. Шесть филиалов, созданных на базе бывших гослесхозов, входят в областной центр пожаротушения. Он занимается в рамках своей деятельности рубками просек, санитарных вырубок и тому подобных целей. И в этой части их работы нет никаких конкурсов и аукционов. Но если речь идет об иной хозяйственной деятельности, то тогда они по закону должны конкурировать за аренду леса на общих основаниях, наравне с частным бизнесом.

- Насколько арендаторы законопослушны?
- Этот бизнес в целом весьма прибылен и при этом достаточно прост и понятен. Арендаторам при таких раскладах просто незачем идти на нарушения закона и разного рода увиливания и хитрости. Скажу больше, чуть забегая вперед, именно арендаторы леса - первые наши союзники в борьбе с незаконными рубками.

Хотя надо заметить, что кризис довольно сильно ударил по отрасли. Лесозаготовители сегодня, мягко говоря, не жируют. Резко упал спрос со стороны постоянных потребителей древесины, и многие арендаторы сейчас остановили деятельность, платя своим рабочим зарплату именно по простою. Более того, до нас доходят слухи о том, что некоторые арендаторы и вовсе готовы отказаться от аренды лесных участков.

- С лесозаготовителями понятно. А что насчет переработчиков, в том числе частных лесопилок?
- Их много, например, в Катав-Ивановском районе десятки. Но мы с ними напрямую почти не контактируем - не наша юрисдикция. Они получают лес не от нас, а от заготовителей.


Кто и как ворует лес

- В публикации «Лес рубят, «бабки» летят» мы с нашими коллегами из телеканала ОТВ затронули тему незаконных рубок. Насколько это явление частое?

- Если говорить об общей картине дел, то незаконные рубки леса являются достаточно серьезной проблемой. Так, в прошлом году было выявлено 817 случаев нарушения лесного законодательства, из которых 704 - незаконная заготовка древесины. Всего незаконно заготовлено 19,7 тысячи кубометров древесины, или примерно 55 кубометров лесного фонда в день по области. Были годы, когда эта цифра достигала 25 тысяч кубометров в год, но показатель в целом стабилен. И снижения его пока мы не наблюдаем. Впрочем, раскрывать такие случаи мы стали в два раза чаще. Хотя даже при этом ловим только 46 процентов от того, что незаконно рубится. Величина ущерба государству от незаконных вырубок - 177 миллионов рублей за прошлый год.

- Это же в полтора раза больше, чем доход от лесной деятельности.
- Да, это так. Хотя замечу, что ущерб высчитывается путем умножения государственной расценки на лесные коэффициенты, которые зависят от качества вырубленных деревьев - породы, возраста, объема. Есть коэффициенты и 5, и 10, и даже 50.

- Что встречается чаще - откровенно «левые», по своей сути, браконьерские рубки леса, или попытки документально прикрыть, легализовать незаконные вырубки? В случае, который мы выявили в Катав-Ивановске, имели место и документы, выписанные фактически на подставных лиц, и подделка подписей на документах, и другие, скажем так, вольности в соблюдении формальностей при прохождении документооборота и порядка отпуска леса.
- Несмотря на то что особой неожиданностей для нас ситуация, приведенная в статье, не несла - у нас и раньше бывали случаи, когда сотрудники лесничеств нарушали правила лесопользования - все же подобное, на наш взгляд, не является признаком серийности, системности такой деятельности. Куда чаще мы имеем дело именно с откровенно незаконными рубками. И количественно, и по уровню дерзости это куда более серьезная проблема.

- А кто ворует лес?
- В большинстве своем это частные лица, небольшие бригады. Но угроза растет. Эти бригады, которые во многих случаях состоят из бывших работников лесхозов, людей, так или иначе в прошлом связанных с лесным хозяйством, становятся все опаснее. Они растут и количественно, и по своему оснащению и организации. У них есть и лесовозы, и трактора, а бензопилы купить и вовсе не проблема. И если раньше незаконная рубка 20-30 кубометров считалось как ЧП, то сейчас все чаще воруют сотнями кубометров.

Случай, произошедший в Златоусте, и вовсе из ряда вон выходящий: 1300 кубометров (исходя из того, что приличная сосна с диаметром ствола в 36 сантиметров - это примерно кубометр древесины, то выходит, что только за этот раз браконьеры вырубили около 1,5 тысячи деревьев. - Прим. «ЮП».). Или история в Миассе, где такая бригада средь бела дня вырубила 800 кубометров леса. Они ведь даже хворост после себя сжигали, как положено после рубки! На чем, собственно, воры и попались. И ведь такие бригады рубят не сплошняком, а выбирают лучшие деревья.
И в заключение мне хотелось бы поблагодарить газету и телеканал за вашу работу. Поверьте, это совершенно искренне, несмотря на то что в данном случае были выявлены огрехи со стороны наших людей. Статья и сюжет дали нам пищу для размышлений и принятия мер. Мы уже ведем собственное расследование выявленных вами фактов. Кроме того, к нам из природоохранной прокуратуры поступило требование провести проверку и ревизию деятельности ОГУ «Катав-Ивановское лесничество». Это, несомненно, будет сделано в ближайшие дни.


ПОСЛЕСЛОВИЕ
Размер газетной публикации не позволяет привести на странице всю беседу с Виктором Блиновым. Та часть, что осталась за рамками, свелась к поиску дыр в порядке документального оформления и сопровождения отпуска леса.
Мы пока не станем приводить все схемы легализации незаконных вырубок леса, ставшие известны газете. Зачем давать ворам и коррумпированным сотрудникам лесничеств подсказку, по каким признакам их можно поймать. Правоохранительные органы достаточно компетентны, чтобы самим понимать, о чем идет речь.
Опишем лишь самую явную прореху - в областном управлении лесами отсутствует даже такая обыденная в наше время, недорогая в содержании и несложная по технологии вещь, как единая компьютерная база, реестр договоров купли-продажи лесных насаждений частным лицам на собственные нужды. Напомним, выявленный и проверенный журналистами «ЮП» и ОТВ случай в Катав-Ивановске связан с легализацией незаконных рубок именно через этот механизм.

Все документы хранятся в районных лесничествах. Но, как показывает расписанный нами в деталях случай в Катав-Ивановске, доверять тому, что происходит на местах, мягко говоря, легкомысленно.
После анализа существующего порядка отпуска леса гражданам и многочисленных бесед с людьми, знакомыми с проблемой, как лесозаготовителями - официальными арендаторами лесных угодий, так и с теми, кто покупает лес у «черных лесорубов», нам стало ясно, что дыр здесь много. Так много, что ситуация скорее напоминает решето. И проблема носит куда более системный характер, чем, видимо, думают в областном управлении лесами. По нашей информации то, что мы описали в предыдущей публикации, для области может оказаться скорее правилом, нежели исключением.

На днях губернатор области Петр Сумин поручил взять ситуацию с незаконными вырубками леса под жесткий контроль и решить проблему. В свою очередь мы готовы предоставить правоохранительным и другим заинтересованным органам (интерес к теме у них есть - газета уже предоставила ГУВД области полученные в ходе своего расследования материалы) наши выводы о прорехах и возможных вариантах изобличения преступных схем. При этом хочется заметить, что кадровая чистка в каком-то, например, районном лесничестве, коренным образом ситуацию не исправит. Проблема системная, такими же должны быть и меры по ее решению.      

Поделиться

Вчера | 10:26
Челябинские эксперты обсудили способы защиты от террора

На Южном Урале введут дополнительные меры безопасности.

27.03.2024 | 14:51
Отчет принят. Депутаты гордумы Челябинска оценили работу городских властей

В Челябинске в этом году будет обустроен пляж для людей с ограниченными возможностями, появятся новые велосипедные дорожки, начнется капитальный ремонт парка имени Гагарина и продолжатся работы по озеленению территорий.

14.04.2011 | 19:52
Жизнь как скороговорка

«День, когда Дэн дал дуба» Расмуса Линдберга в постановке студентов третьего курса ЧГАКИ.

19.03.2010 | 10:16
Австрийские практики

Студенты Высшей школы международного сервиса и туризма Русско-Британского института управления (РБИУ) вернулись из Австрии. Тридцать студентов вуза с декабря прошлого года проходили практику в гостиницах земель Зальцбург и Тироль.

Новости   
Спецпроекты