«Бонни и Клайд» не грабят банки

8 апреля 2010 Автор: Аникиенко Евгений Евгеньевич
«Бонни и Клайд» не грабят банки

Девятый вал кредитных афер буквально захлестнул банковские структуры Южного Урала. Невозврат кредитов становится обычным явлением...

Девятый вал кредитных афер буквально захлестнул банковские структуры Южного Урала. Невозврат кредитов становится обычным явлением. Причем не только из-за последствий кризиса, но и по причине финансового обмана новоявленных «великих махинаторов». Примером тому это очередное кредитное дело: нынешние «Бонни и Клайд» не грабили банки, а просто брали невозвратные кредиты, всякий раз перезакладывая одно и то же имущество.

Поменялись ролями

На скамье подсудимых подельники — компаньоны Олег Салменков и Любовь Васильева, создавшие целый кидальный трест по обману банков. А вернее, даже две фирмы, преследующие одну цель — незаконное получение кредитов, выплачивать которые аферисты и не собирались.

В январе 1999 года Васильева с компаньоном учредила некую подставную фирму — ООО «Уралторг-Л». Она себя назначила на пост директора, а финансовым директором — своего знакомого Салменкова. Ему начальница предоставила все права по заключению кредитных договоров.

А в ноябре того же года Ва-сильева создает еще одну фирму-однодневку — ООО «Домострой-О». Ее директором назначила все того же Салменкова (с которым уже проворачивались темные делишки в «Уралторге-Л»), а финансовым директором — себя. Словом, компаньоны по обманному бизнесу поменялись ролями, причем выдали друг другу доверенности на банковское обслуживание и право первой подписи в финансовых документах.

Многоразовый залог

Подельники, похоже, рассчитывали взять многомиллионные кредиты и исчезнуть в неизвестном направлении. Но войти в доверие к банку непросто: нужно предоставить бумаги, подтверждающие надежность фирмы, и огромный залог. И тут у аферистов родилась идея заполучить чужое имущество якобы для организации совместного производства. Они убедили директора компании «Renwick Enterprises LLC» А. Мильковского создать совместный бизнес — якобы для выпуска ароматизаторов. Между фирмами были заключены договоры о сотрудничестве и совместной деятельности. Аферистам передали дорогостоящее импортное оборудование, которое теперь принадлежало всем участникам «целого триумвирата» на праве долевой собственности. Распоряжаться им можно было только с согласия всех владельцев, в том числе «Renwick Enterprises», но мошенники заложили это добро сразу в нескольких банках, не спросясь у партнера.

Та же картина и с их затеей по производству пива. Аферисты убедили руководство муниципальной структуры горадминистрации Трехгорного — Центра поддержки предпринимательства и развития конкуренций — создать совместное предприятие, и мэрия передала им оборудование по варке пива. Оно тоже находилось в общей долевой собственности «Домостроя-О» и администрации Трехгорного, и распоряжаться им можно было только с согласия мэрии. Но и здесь обошлись без разрешения партнеров.

Оставалось только изготовить подложные документы, которые бы убедили банки в добропорядочности фирмы. И вот по указанию шефов сотрудники бухгалтерий «Уралторга-Л» и «Домостроя-О» оформили фиктивные договоры о приобретении оборудования по производству ароматизаторов, акты приема-передачи векселей, бухгалтерские балансы и отчеты, подтверждающие устойчивое хозяйственное положение подставных фирм, фактически не имевших ничего за душой.

Будет и пиво?

В апреле 2003 года Салменков и Васильева от имени своей фирмы «Уралторг-Л» обратились в банк «Дорожник» с просьбой о выдаче крупного кредита в десять миллионов рублей. Там потребовали бухгалтерские документы и залог. Аферисты предоставили липовый отчет, по которому на балансе компании находится оборудование по производству пива общей стоимости в 20 с лишним миллионов рублей. О том, что оно фактически принадлежит мэрии Трехгорного, комбинаторы умолчали, заявив, что все «железо» — собственность фирмы. И оно пошло в качестве залогового обеспечения возвратности кредита, о чем в администрации «запретки» даже не подозревали. Это имущество хранилось на складе в Златоусте, и представители банка убедились в его наличии.

Дополнительным аргументом, подтверждающим солидность «Уралторга-Л», стали фиктивные бухгалтерские документы, подтверждающие право собственности компании на это добро. Фирма-однодневка получила десятимиллионный кредит, а банк взял в залог оборудование по производству пива на 12 миллионов 443 тысячи рублей. Позже банк «Дорожник» вошел в состав ОАО «Урало-Сибирский банк», а долг «Уралторга-Л» так и остался непогашенным.

Поначалу аферисты выплачивали проценты, срок окончательного расчета по их просьбе с 25 апреля 2003 года перенесли на 25 февраля 2005-го. Но ничего не изменилось: банкиры своих денег так и не дождались. А позже, когда фирма была признана банкротом, оказалось, что у нее нет ни имущества, ни денег.

По той же хитрой обманной схеме компаньоны присвоили кредитные средства Уралпромбанка. На сей раз они действовали под маркой другой фирмы — «Домостроя-О». Причем в залог банку предоставили уже заложенное в Комзембанке оборудование по производству пива. Они сварганили фиктивный договор с некой компанией «Живые технологии» о том, что якобы «Домострой-О» купил у нее эту аппаратуру за 8,7 миллиона рублей. Представили также липовые счет-фактуру, накладные, акты приема-передачи векселей, которыми будто бы рассчитались за товар. Согласно бумагам, часть оборудования фирме продала компания «Renwick Enterprises LLC».

В итоге в декабре 2004 года «домостроевцы» получили кредит в 6 миллионов рублей. Они долго отделывались обещаниями, но деньги так и не вернули.

Аромат афер

Следующим звеном в цепочке обмана стала «экспроприация» средств у банка «Ураллига». Ему Салменков представил фиктивный договор о том, что якобы оборудование по производству ароматизаторов «Домострою-О» продала фирма «Инкар Траст» за 20,2 миллиона рублей. Но на деле это «железо» находилось в совместной собственности «Домостроя» и компании «Renwick Enterprises», которая не знала об афере партнеров. Банкиры поверили мошенникам, выдали под залог кредит в 1,5 миллиона рублей. Но основную сумму долга — 1,3 миллиона рублей, аферисты присвоили.

Невероятно, но факт: даже в условиях неплатежей по первому кредиту «Домострой-О» каким-то образом получает в банке «Ураллига» еще один — в 5 миллионов рублей. И опять в качестве залога выступает все то же перезаложенное в других банках оборудование по производству ароматизаторов.

Комзембанк под тот же залог предоставил им кредит в 4,5 миллиона рублей. Он не уплачен до сих пор, а вместе с процентами подскочил до 4,8 миллиона.

Задумав присвоить кредитные средства банка «Снежинский», последователи Остапа Бендера предоставили липовые бумаги о том, что у фирмы якобы нет долгов перед другими банками, а также фиктивные документы, подтверждающие продажу «Домострою-О» фирмой «Регал» котлов, пастеризаторов, миксеров, разливочных автоматов и прочего оборудования по производству пива. На сумму 26 миллионов 386 тысяч рублей(!). В роли другого фиктивного поставщика выступал «Инкар Траст».

Передав в залог хранящееся в Копейске чужое «железо» (оно уже было заложено в банках «Дорожник», «Ураллига» и других), аферисты договорились о предоставлении им банком «Снежинский» двух пятимиллионных кредитных линий. Но получили только первую, в выдаче второй банк злостному задолжнику отказал.

Как-то Салменков от имени «Домостроя-О» взял кредит в 3 миллиона рублей в Банке социального развития «Резерв», но и этот кредит постигла та же участь.

Расплата

Потеряв доверие банков, Салменков переключился на частных лиц. В апреле 2005 года он, предоставив липовый залог, взял у одного бизнесмена кредит в 2 миллиона рублей. Но деньги похитил, должок так и не отдал.

— Кредиторы, не дождавшись возврата средств, забили тревогу, — говорит заместитель начальника следственного управления при УВД Челябинска Владислав Толстов. — Было возбуждено уголовное дело. Обвиняемые изворачивались, пытались убедить следствие, что якобы не собирались похищать чужие деньги. Но факты говорят о другом.

Дело было доведено до суда. Центральный районный суд Челябинска признал подсудимых виновными в незаконном получении кредитов путем предоставления банкам заведомо ложных сведений о хозяйственном положении, финансовом состоянии организации с причинением крупного ущерба (часть 1 статьи 176 УК РФ). Олегу Салменкову назначено наказание в виде шести лет лишения свободы в колонии общего режима, Любови Васильевой — трех лет в колонии-поселении.

Иски банков о взыскании причиненного ущерба рекомендовано рассмотреть в рамках гражданского судопроизводства.

Осужденные обжаловали приговор в кассационной коллегии областного суда, но он оставлен без изменения. Приговор вступил в законную силу.

Евгений Аникиенко

Поделиться

Сегодня | 13:02
Бюджет Челябинской области сохранит социальную направленность

Доля поддержки соцсферы составит 71 процент его общих расходов.

Сегодня | 12:13
«Пещерный град». В Челябинской области сняли фильм об уникальном спелеологическом комплексе

Премьера документального кино состоялась в Доме общественного собрания.

23.03.2015 | 10:32
Технология, созданная южноуральскими изобретателями, позволит получать белковые корма из вредителей

Челябинские ученые придумали, как обратить зло во благо: предлагают птицу и коров кормить саранчой. Демпоказ этой уникальной машины станет изюминкой областного агрономического совещания, которое пройдет 24 и 25 марта в Челябинской агроинженерной академии

18.03.2015 | 16:00
«Лифтовый вопрос» сегодня один из самых острых из проблем ЖКХ Челябинской области

Как обеспечить обновление лифтового хозяйства, сделать его надежным и безопасным?

Новости   
Спецпроекты