Звонок из песочницы

25 сентября 2012 Автор: Подольская Елена Александровна
Звонок из песочницы

Вот уже год, как в Челябинске действует городская единая дежурно-диспетчерская служба. Пока она работает, можно сказать, в демо-версии. Но к 2017 году по требованию федерального законодательства на ее базе должна сформироваться служба-112. На днях корреспондент «ЮП» побывал в ЕДДС.

Когда челябинцы набирают номер «112»?


Вот уже год, как в Челябинске действует городская единая дежурно-диспетчерская служба. Пока она работает, можно сказать, в демо-версии. Но к 2017 году по требованию федерального законодательства на ее базе должна сформироваться служба-112. На днях корреспондент «ЮП» побывал в ЕДДС.

— Алло! У нас ДТП. На перекрестке Сталеваров — Социалистическая. Что? Да, мужчину сбили, тридцати пяти лет. Да, он сам это сказал — он в сознании, голова только в крови…

Помощник старшего оперативного дежурного Ольга Богданова, уточнив детали дорожного происшествия, набирает сначала скорую, потом полицию. Сообщает им информацию, которую выспросила у звонившего, и номер, с которого пришел вызов. Как только система-112 заработает полноценно, звонки моментально будут переадресовываться в экстренные службы. Пока же в случае необходимости перенаправить звонок можно только на службу спасения,  на 01 и городскую диспетчерскую по ЖКХ или звонить самим.

 

Соедините с президентом!


Единая дежурно-диспетчерская служба появилась в Челябинске в октябре прошлого года и сейчас работает, что называется, в режиме обкатки. Хотя многие горожане в случае чего звонят уже не в полицию или скорую, а по номеру 112.


— Мы дежурим круглосуточно, но основной «рабочий день» начинается у нас, можно сказать, в 5-6 утра. В это время идут первые звонки с мест ДТП, — рассказывает Ольга. — Часто сообщают, что где-то сбили пешехода. Нередко спрашивают, как позвонить в скорую с мобильного, ведь у каждого оператора сотовой связи свои номера. Допустим, с «Билайна» нужно набирать 030, с «Теле2» и «Мегафона» — 003.


— По разным поводам звонят. Иногда находят в торговых центрах бесхозные подозрительные пакеты, — продолжает диспетчер. — Была история: пошел пенсионер в подвал за картошкой, а там вода по колено. Кому звонить? Нам. Направили заявителя в администрацию района, в отдел ЖКХ. Отдельная тема у нас — полеты военных самолетов. Кто-то просто жалуется на рев бомбардировщиков. Некоторые же требуют немедленно соединить с министром обороны или, в крайнем случае, если не выгорит с министром, — переключить на приемную президента.


— Напал и уехал? Поскандалили? Вы дома находитесь? Понятно. Вам в полицию нужно обращаться, заявление писать. Набирайте 020. Бесплатный вызов у вас, — Ольга еще пару минут объясняет молодому человеку, что анонимные сообщения полиция не примет и что заявление в правоохранительные органы по всем правилам подается лично.

Такую «бытовуху», признаются сотрудники ЕДДС, они слышат здесь каждый день. Но иногда звонят самые настоящие романтики и непризнанные гении в литературе. Они с чувством читают диспетчерам стихи, поют песни и от души поздравляют с праздниками.

 

Мы уйдем из зоопарка


Все звонки, которые стекаются в ЕДДС, записываются и хранятся в архивах. Вызовы выводятся на мониторы, чтобы было видно, с каких номеров и адресов они приходят. Красным в электронных списках выделены звонки с мобильных без сим-карт.


— Как правило, это дети звонят. Родители дают малышам телефоны поиграть, вытаскивают симки, чтобы те не звонили куда попало и деньги со счета не тратили. Вот малыши и пользуются моментом, — добавляет начальник дежурно-диспетчерского центра Андрей Мильков. — Иногда в трубке слышно, как ребенок сотовым телефоном в песочнице роется. А тем временем занимает телефонную линию.


— Дети — это, вообще, отдельная история, — улыбается Андрей. — Зимой, как вы знаете, в школах случаются отмены занятий. За одно утро в морозные дни на 112 приходит порядка трех тысяч звонков! Это наши школьники. В холода они, по-моему, вообще не спят! Звонят всю ночь, требуют, чтобы мы им сказали точно — нужно идти на уроки или нет.

Надеемся, что хоть этой зимой они, вместо того, чтобы звонить, будут заглядывать на наш сайт: www.edds74.ru. Там собраны все оперативные сводки. В том числе по отмене занятий в учебных заведениях и отключениям воды и электричества по городу.

Пока разговариваю с Андреем, оперативный центр ловит еще несколько вызовов.

— Из контактного зоопарка на ЧМЗ сбежал олень! Пришлите бригаду МЧС, он по парку ходит, пугает всех, агрессивный такой…

— Где вы находитесь? Вы мимо проходили?

— Я работник зоопарка, не могу его загнать обратно!

 

Концентрат напастей


— Не день, а зоопарк какой-то! Вот минут 10 назад позвонила женщина, у нее хорек забрался на дерево и сидит там, — прибавляет старший оперативный дежурный Сергей Фертиков, самый опытный из диспетчеров и оттого самый спокойный. Даже вопросы он задает почти безразличным голосом. — Вот что я ей скажу? МЧС на такие происшествия не выезжает. Котят и прочую живность они спасают, когда те, застряв в трубе или колодце, мешают кому-то жить.

— Алло, что случилось? — Сергей Николаевич в очередной раз снимает телефонную трубку. Вокруг продолжают настойчиво сигналить телефоны. От беспрестанных вызовов кажется, что даже стены здесь позванивают.


Через пару часов, проведенных в центре, я начинаю понимать, что живу в городе, где каждую минуту происходит что-то страшное. Разбиваются на дорогах люди, прорывает трубы с горячей водой, случаются семейные разборки и драки и еще много чего такого. Не город, а концентрат бед и напастей! Наверное, это и есть реальная жизнь мегаполиса. Вернее, темная ее сторона.


Диспетчеры службы-112 не думают о этом. В такой работе не до эмоций. Они говорят, что жалость, страх или злость могут помешать правильно среагировать на ситуацию. И значит, кто-то из горожан в трудную минуту не дождется помощи.

Мнение

 Андрей Мильков, начальник дежурно-диспетчерского центра:


— Кадры в ЕДДС опытные, перешли из службы спасения. Правда, столь усеченным составом — диспетчеров на миллионный город всего трое (!) — работать дежурным все сложнее. Если весной на номер 112 приходило по 8 тысяч звонков в месяц, то сейчас, после того, как стали поступать вызовы с мобильных, работы стало больше. В среднем — по 50 тысяч звонков ежемесячно.


Нужен нам и психолог в штате. Вернее четыре, поскольку дежурные работают в четыре смены. В службу часто обращаются люди в депрессии, в состоянии шока, а еще и потенциальные самоубийцы, которых по ночам мы отговариваем от страшного шага.

Елена Подольская,
фото Вячеслава Шишкоедова

Поделиться

Вчера | 17:42
Южный Урал подготовил проекты для главной муниципальной премии страны

Представители региона уже подали больше сотни заявок.

Вчера | 13:15
Слово стреляет. Герои Южного Урала учатся красиво говорить

Победить страх публичных выступлений помогают психологические техники.

26.01.2015 | 14:46
На игле импорта. В частной медицине Челябинска не исключают роста доли отечественного медоборудования

«Южноуральская панорама» запускает проект по исследованию рынков — UP-рейтинг

06.12.2013 | 14:48
Город Златоуст. Глава Златоуста Вячеслав Жилин о точках роста города «в ладонях гор»

В Златоусте уникальным образом сочетаются промышленные традиции и мастеровой дух, ценный геополитический ресурс и сложная логистика, крупные производственные предприятия и малый бизнес. Это город, который живет настоящим, но смотрит в будущее.

Новости   
Спецпроекты