От Чечни не надо бегать, считал старший сержант Коротаев
Газета «Южноуральская панорама» продолжает совместный проект с Общественным советом при ГУ МВД России по Челябинской области, посвященный памяти погибших сотрудников управления.
Газета «Южноуральская панорама» продолжает совместный проект с Общественным советом при ГУ МВД России по Челябинской области, посвященный памяти погибших сотрудников управления. Герой этого номера — Сергей Коротаев, старший сержант патрульно-постовой службы милиции УВД Курчатовского района Челябинска. Его жизнь трагически оборвалась 2 июля 2000 года в Аргуне…
Из президентского полка в ППС
В зале небольшой квартиры родителей погибшего в Аргуне милиционера Сергея Коротаева на полке в стенке стоит фотография. Молодой, черноволосый, с острым справедливым, даже, скорее, строгим взглядом — работа отложила свой отпечаток.
— Здесь Сереже не было еще и 25 лет, — глядя как будто сквозь фотографию говорит 66-летняя Нина Ивановна, мать погибшего милиционера. — Точно такая же фотография на памятнике на его могиле на Градском кладбище…
Сергей был самым обычным парнем. После окончания школы выучился на машиниста башенного крана в 99-м училище Челябинска. В1993 году его призвали в ряды российских Вооруженных сил. И попал 18-летний челябинец не куда нибудь, а в полк охраны президента. Для отца, бывшего военного, и мамы, сотрудницы детского сада, на тот момент это было, пожалуй, самой большой гордостью.
— Парни там все как на подбор: высокие, стройные. В этом полку было престижно служить, — рассказывает Нина Ивановна, показывая фотографии почти 20-летней давности. — Когда Сережа приезжал в отпуск, прохожие оборачивались: статный, красивый да еще в голубой шинели…
Вернувшись на «гражданку», работу по специальности 20-летний парень найти не смог. А потому пошел в патрульно-постовую службу.
— Зарплаты тогда у милиционеров были небольшие, — вспоминает Аркадий Александрович, отец. — Но сын заявил: «Слесарем не пойду работать, пойду в милицию…» Потом и женился. А в 98-м году у нас появился внук Женя. Сейчас он копия Сергея…
От звонка до звонка…
От поездки в Чечню родители Сергея отговаривали. Несмотря на то, что информация в СМИ тщательно фильтровалась, было ясно: там идет настоящая война.
— Сережа тогда сказал нам: «Все парни уже не по разу там побывали. Чем я особенный? Тоже поеду!» — вспоминает Нина Ивановна. — «Да и деньги лишними не будут. Все же семья, ребенок», — говорил он…
Старший сержант Коротаев из Чечни не писал — чего тревожить родителей. Лишь один раз позвонил, сообщив, что все в порядке и совсем скоро он вернется домой.
В Аргуне Сергей Коротаев отслужил почти 3 месяца. От звонка до звонка. За несколько дней до предполагаемого отъезда, 28 июня в кругу сослуживцев отпраздновал свое 25-летие. 2 июля 2000 года вещи были сложены, приехала замена. Утром 3 июля Сергей вместе с сослуживцами должен был сесть на поезд до родного Челябинска. Но… вечером террорист-смертник на начиненном взрывчаткой грузовике пробил шлагбаум, ворота и прорвался к двухэтажному зданию, где размещалось подразделение. Как вспоминают очевидцы, на месте взрыва образовалась воронка диаметром 30 метров и глубиной 4-5 метров. Здание было практически полностью уничтожено, как и еще одно, стоявшее по соседству. Сразу после теракта боевики открыли огонь по развалинам…
Аркадий Александрович выходит из комнаты, закрывая лицо руками — смерть младшего сына спустя 13 лет для него по-прежнему самая страшная утрата. Сейчас, когда его приглашают на мероприятия в ГУВД Челябинской области, УВД г. Челябинска или районное УВД, он делегирует жену и внука, пряча свою боль дома, подальше от людских глаз.
…О теракте и трагической смерти сына Коротаевым сообщили на следующий день, 3 июля. В этот же день прибыл самолет с ранеными и грузом 200.
— Гроб даже не открывали… Сына наградили орденом Мужества посмертно. Вот она, награда. Посмотрите, — едва слышно говорит Нина Ивановна и достает одну из главных реликвий семьи. Немного помолчав, продолжает: — Говорят, у автотранспортного предприятия, где размещались ребята, стояли два КамАЗа с прицепами, блоки бетонные лежали. А перед терактом они исчезли… За что же погибли наши мальчики?..
Когда память ранит
Фотографии Аркадию Александровичу и Нине Ивановне позже привезли сослуживцы погибшего сына. Небольшой альбом наполовину заполнен типичными кадрами для любого служивого: на одном снимке Сергей с оружием в руках, на другом — на фоне укрытий, на третьем — в лучах жаркого аргунского солнца под гроздьями винограда… Родителям Сережи выжившие ребята предлагали привезти и видеокассету. Кто то из них брал камеру и снимал небольшие сюжеты жизни с милицейской заставы.
— Мы отказались, — говорит Аркадий Коротаев. — Слишком больно вспоминать будет…
Сейчас единственный стимул для бывшего военного — внук, 15-летний Женя. Отца подросток не помнит — когда Сергей погиб, ему еще и двух лет не было. С 4 лет мальчик живет с бабушкой и дедушкой. Сейчас он, как папа, собирается идти в училище № 99, чтобы выучиться на механика. А вот армия и милиция ему не светят: в далеком 1998 году в первые дни жизни Коротаеву-младшему удалили отказавшую почку.
Не так давно, весной этого года Женю вместе с дедушкой пригласили в Москву на празднование 90-летия спортивного общества «Динамо». В торжественной обстановке Коротаевым вручили сертификат и ключи от двухкомнатной квартиры.
— Конечно, нас поддерживают и о нас помнят, — говорят пенсионеры. — Мы за это очень благодарны руководству ГУВД Челябинской области и города Челябинска. Мы обязательно поедем на открытие памятника милиционерам, погибшим при исполнении служебного долга. Хорошо бы еще имена их выгравировали. Для нас, их семей, это так важно…
фото Вячеслава Шишкоедова
Поделиться

