Канарский телескоп-робот. Его работе помогут челябинские астрономы

2 Июля 2015 Автор: Марат Гайнуллин
Канарский телескоп-робот. Его работе помогут челябинские астрономы

Пока в Челябинске наблюдали, как Венера и Юпитер смотрелись одной большой звездой, король Испании пожимал руку «звезде» российской астрономии.

Интернет облетела информация о том, что с 30 июня по 2 июля Венера и Юпитер встречались и смотрелись как одна большая звезда. В следующий раз подобная встреча «сладкой парочки» произойдет в августе 2016 года.

Разглядеть Венеру и Юпитер можно было без помощи телескопа в западной части неба.

Мы связались с давним другом нашей газеты, нашим нештатным астрономом, педагогом астрономического клуба «Парсек» города Озерска Владиславом Шумковым, которого сей факт отнюдь не удивил:

— На такие события мы не обращаем внимания, так как они бывают почти каждый год и науке ничего нового не дают. Вот если бы было прохождение одной планеты по диску другой! Вот тогда бы этот момент наблюдали  и ученые. Однако в ближайшие 50 лет этого точно не произойдет. Увы!

Меня больше привлекают реальные события! Так 27 июня, в субботу, в 21 час мы все смотрели репортаж о том, как король Испании на Канарах поздравлял руководителей семи проектов из разных стран с открытием их обсерваторий. В их числе был и мой руководитель проекта МАСТЕР профессор Владимир Липунов! Его поздравил и пожал руку сам король!

Более подробно об этом написано на сайте Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга МГУ.

В частности, отмечается, что в этот день состоялась церемония официального открытия Канарского телескопа-робота Глобальной сети МАСТЕР MASTER‑IAC, а также телескопов LCOGT, MAGEC, QES, QUIJOTE, установленных в последнее время на Обсерватории Тейде (Институт астрофизики IAC), во время празднования 30-летия Обсерватории Канарских островов.

В церемонии участвовали Его Величество Король Испании Филипп VI, Президент Канарских островов Паулино Риверо, Директор Института астрофизики Канарских островов Рафаэль Реболо Лопез, руководитель проекта МАСТЕР профессор Владимир Михайлович Липунов.

— Вы работаете в его группе?

— Да, уже с 2010 года. Обрабатываю снимки с телескопов «Мастер‑II» системы «Гамильтон». «Мастер» — это мобильная астрономическая система телескопов-роботов, кстати, первая в России. Она была создана на базе нескольких вузов: МГУ, Уральского, Иркутского, Благовещенского педагогического университетов. В активе — более десяти лет ежедневных наблюдений, круглосуточный мониторинг околоземного пространства, около 800 часов непрерывной работы. И, если вы помните, объектом изучения «Мастера» была Туманность Андромеды, о чем писала и ваша газета. Если обычный телескоп видит одну-две звезды, то «Мастер» — всю Галактику.

— «Мастер» по-прежнему занимается поиском сверхновых звезд?

— Конечно! «Мастер» наблюдает за гамма-всплесками, превращением массивных объектов в черные дыры. Это наимощнейшие явления во Вселенной! Для сравнения: считанные секунды вспышки приравниваются к энергии солнца за 10 миллиардов лет!

Эти гамма-всплески наш «Мастер» наблюдает самым первым в мире, после чего передает увиденное мировым телескопам для изучения. В активе обсерватории «Мастер» — почти треть всех мировых открытий!

— После падения челябинского метеорита вы, помнится, составляли свой прогноз для новых космических пришельцев?

— После февральских событий 2013 года для поиска опасных астероидов создатели «Мастера» разработали специальный математический софт. Тогда же был составлен и свой прогноз: в этом столетии астероиды могут столкнуться с Землей, как минимум, дважды — в 2068-м и в 2072-м годах.

А сейчас мы начинаем работать на телескопе-роботе на Тенерифе!

Надеюсь, с его помощью мы сделаем новые открытия!

Перемена блюд. В Челябинске депутаты пришли в школьные столовые

Традиционно в Челябинской области в топ жалоб от родителей на школьное питание входят следующие нарекания: блюда холодные, еда невкусная и нет индивидуального меню для детей с особыми потребностями. Вместе с южноуральскими депутатами и общественниками корреспондент «ЮП» совершил рейд по школьным столовым.

Золото для всех. В школах с нового учебного года начнет действовать единый стандарт образования

С 1 сентября во всех школах появится единая школьная программа, так называемый золотой стандарт знаний по всем предметам. Ниже этой базы учебным заведениям опускаться будет нельзя. Для каждой дисциплины при этом разработают новые учебники. Готовы ли к нововведениям южноуральские учителя и что делать школам с уже закупленной литературой.

20.05.2021 | 12:56
Челябинский учитель истории считает, что школам не нужны учебники без героев

Министерство просвещения проведет полный анализ всех учебников истории. Об этом заявил глава ведомства Сергей Кравцов в ответ на критику президента Владимира Путина, прозвучавшую в рамках послания Федеральному собранию.

15.05.2021 | 09:06
В «Ночь музеев» челябинцы увидят питерское кино и научатся делать «зин»

В субботу, 15 мая, Челябинский музей изобразительных искусств будет работать с полудня до полуночи.