Внутри знамени. Эпоха Сталина продолжается в нашем сознании

14 Июля 2015 Автор: Гаяз Самигулов
Внутри знамени. Эпоха Сталина продолжается в нашем сознании

В историко-краеведческом музее в райцентре Кунашак, что в Челябинской области, в одной из витрин лежит знамя с изображением Иосифа Виссарионовича. Знамя это разрезано.

О нем рассказывают такую историю: годах в 1980-х на одном из участков железной дороги решили обветшавшее знамя порезать на вымпелы — вид для знамени у него был уже не очень презентабельный, а вот несколько вымпелов из него можно было «выкроить».

Когда начали резать, то выяснилось, что внутри этого знамени вшито другое, с изображением Сталина… Кто‑то во второй половине 1950-х годов взял и скрыл старое знамя с изображением вчерашнего вождя, оказавшегося под шквалом критики в связи с разоблачением культа личности, внутри нового, внешне вполне обычного знамени.

Сельский памятник

Был я в Кунашаке 9 июля, буквально через пару дней после возвращения из Екатеринбурга, где участвовал в работе Конгресса антропологов и этнологов. После заседаний Конгресса, вечером, мы становились зрителями IX Российского фестиваля антропологических фильмов — называется он российским, но в действительности, скорее, является международным, или, как сказал председатель жюри Кирилл Разлогов — открытым. Так вот, на фестивале абсолютным победителем стал фильм грузинского режиссера Шалвы Шенгели «Государь» (в английской версии «The Ruler»).

Картина получила как первый приз фестиваля, так и приз зрительских симпатий, который в этот раз назывался «приз конгресса». Пересказывать весь фильм нет смысла — хороший фильм вообще невозможно передать с помощью слов. Но немного о сюжете картины, о том, почему она стала победителем, и о некоторых моментах ее обсуждения стоит рассказать.

Фильм документальный, рассказывает о ситуации, которая сложилась в одном из сел Грузии вокруг памятника Сталину. Памятник стоял возле бывшего клуба, давно уже не использовавшегося. Здание клуба отдали под размещение женского монастыря и памятник Сталину оказался как‑то не к месту в монастырском дворе. Вокруг этого и разворачивается рассказ. Одни хотят перенести памятник на новое место, другие считают, что его надо оставить там, где он был…

Обсуждения на собрании, интервью с жителями деревни, со священником, монахинями. По ходу фильма выясняется, что, еще будучи семинаристом, Сталин прятался в этой деревне в церкви  от преследований охранки, а спустя много лет, после разоблачения культа личности, верные сталинисты будут прятать в церкви уже памятник вождю… Фильм изумительно снят, там очень много юмора,  много очень доброго отношения к людям. Тема одиозна, но это реальная живая тема, очень важная для жителей той конкретной деревни, да и не только для них…

На дне Енисея

В ходе обсуждений выяснились интересные подробности уже из реальности России и Казахстана. Оказалось, что в Казахстане тоже есть село, жители которого пытаются отстоять памятник Сталину. А одна девушка, родом из Туруханского края, той самой деревни, где Сталин отбывал ссылку, рассказала, что памятник Сталину там  в свое время сбросили в реку, но все прекрасно знают, где именно он лежит на дне. И проплывающие по Енисею пароходы приостанавливаются рядом с этим местом…

А сколько еще мелких деталей, о которых мы не имеем понятия, наподобие того же знамени из кунашакского музея. Понятно, что с образом Сталина зачастую связывают просто память о всей советской эпохе, либо о самом трудном периоде советской истории.

Сталин, точнее, его образ, укоренился в памяти, сознании многих миллионов жителей бывшего Советского Союза во множестве нюансов, оттенков. И посмотрев это фильм, послушав обсуждение, а потом, увидев это знамя в районном музее, я в очередной раз понял:  Сталин здесь, с нами, точнее, в нас. Что бы мы об этом ни думали. Это ни в коем случае не призыв немедленно убрать изображения Сталина — а то могут ведь и так понять, увы. Это просто констатация факта. Я ведь в случае с Кунашаком имею в виду не знамя в витрине, а его историю, которая схожа, пусть и отдаленно, с историей памятника в грузинском селе — кто‑то ведь спрятал полотнище со Сталиным внутри нового знамени. А кто‑то, нашедший его, принес в музей, то есть он считал его ценностью.

И вот здесь едва ли не самый сложный момент — это ведь действительно часть нашей истории, и знамена со Сталиным являются неотъемлемой принадлежностью целой эпохи в истории нашей страны. Но в этом случае, видимо, для многих очень сложно провести границу между приметой прошлой эпохи и актуальным символом.

А фильм, если приведется случай, обязательно посмотрите.

Вчера | 17:07
Закрытый вопрос. Почему у главы региона закончился красный блокнот

Глава Челябинской области Алексей Текслер в рамках своих визитов в муниципалитеты посвятил целый день двум «атомным» городам. Вопросы их развития будут вынесены на уровень Федерации, а взамен наука Озерска и Снежинска поможет в решении самых острых проблем региона.

20.08.2019 | 17:23
Цветы на год или надолго. Нужны ли Челябинску радикальные шаги в вопросах озеленения

В Челябинске в который раз развернулась дискуссия вокруг проблемы озеленения. Это не удивляет, ведь областной центр — город промышленный и каждая травинка в нем на счету.

28.03.2016 | 14:55
Пожарная полиция. Городское самоуправление в Троицке осуществлялось в складчину

Прошлое города Троицка во многом остается для нас темным и неизвестным, но понемногу мы собираем все больше фактов и сюжетов из его истории. Несколько таких небольших сюжетов я и изложу.

29.02.2016 | 13:06
Убогое подаяние. В Челябинске в XVIII — XIX веках была богадельня

Точное время ее создания назвать сложно. Она была в период Исетской провинции. Информации о богадельне в 1780-х годах мне не встречалось.

Новости   
Спецпроекты