Алексей Азанов: «Многие из сотрудников служб безопасности магазинов страдают «синдромом вахтера»
О том, как безопасно ходить за покупками и отстаивать свои права в случае несправедливых обвинений в воровстве, а также проблемах имиджа торговых точек, рассказал Алексей Азанов, практикующий юрист, руководитель юридической компании «Русская правда».
- Эксперты не прогнозируют обвала на челябинском рынке аренды коммерческой недвижимости
- Галина Крохмаль: «Малому бизнесу в Челябинской области нужно уделять внимание семейственности, уюту и надежности»
— Алексей, появилась информация о том, что руководство ряда супермаркетов «X5 Retail Group», таких как, например, «Пятерочка» и «Перекресток», работающих в том числе и в Челябинской области, после ряда инцидентов с неадекватным поведением охранников решило в течение нескольких лет постепенно отказаться от услуг ЧОП. Поможет ли эта мера лучше защитить права покупателей?
— Мне думается, что поможет. Сейчас некоторые из тех, кто работает контролерами торговых залов и охранниками, являются людьми неадекватными. Они могут, например, в грубой форме потребовать показать содержимое сумочки, хотя личный досмотр не входит в их компетенцию. Многие охранники ставят одной из главных своих задач — оправдать собственное нахождение в торговом зале — и сами провоцируют конфликты.
— Какими правами вообще обладает охранник?
— Охранники в магазинах не имеют каких‑либо специальных прав, то есть они не могут никого задерживать. Фактически охранник, как и любой другой гражданин, может только наблюдать за посетителями и при необходимости вызвать полицию.
Даже лицензированные охранники, имеющие соответствующие удостоверения, могут применять специальные средства и оружие только в том случае, если существует реальная угроза жизни им самим или другим гражданам.
Но, к сожалению, многие из сотрудников служб безопасности страдают так называемым «синдромом вахтера», то есть чувствуют себя маленькими командирами, таким образом провоцируя конфликт. Зачастую они начинают входить в роль Шерлока Холмса, подозревать граждан: «Я тебя вижу», вести себя вызывающе и некорректно.
— Но вместе с тем кражи из магазинов из года в год растут. Так, в прошлом году в целом по России украли товаров на сумму около миллиарда рублей. Не станет ли отказ от услуг охранников катализатором для данной порочной практики?
— Указанные торговые сети решили отказаться от услуг ЧОП, поскольку подобный формат работы их не устраивает. В магазинах останутся камеры видеонаблюдения, а сотрудники торговых залов станут более бдительными и внимательными: в случае чего они смогут просто нажать «тревожную кнопку». Отказ же от услуг охранников может, к тому же, благотворно повлиять на атмосферу в магазинах, сделать ее более миролюбивой, а значит и комфортной для граждан. Вспомните, в 90‑е годы кафе по всей области были буквально утыканы охранниками, сейчас их в таких заведениях практически нет, а конфликтность, то есть количество скандалов от этого только снизилось.
— Есть ли, на ваш взгляд, кроме отказа от сотрудников охраны, иные пути и товар сохранить, и права покупателей не ущемить?
— Конечно, можно повышать профессионализм охранников. Но овчинка должна стоить выделки. Понятно, когда вооруженные люди охраняют, например, инкассаторские машины, но в данном случае речь идет о магазинах, где большие скопления народа. Любой профессионал в такой обстановке может допустить ошибку, повести себя в толпе неадекватно. В итоге последствия для магазина окажутся значительно хуже, чем, если бы, условно говоря, из этой торговой точки украли ящик пива. Фактически из-за человеческого фактора торговая сеть рискует потерять свое имя, имидж.
На мой взгляд, и другие участники рынка, увидев, что в магазинах, отказавшихся от услуг ЧОП, ситуация только улучшилась, последуют этому примеру.
— Как защитить человеку свои права в магазине? Что делать гражданину, если он столкнулся с неадекватным поведением охранника?
— Если гражданин, действительно, по тем или иным причинам что‑либо украл, следует признать свою вину. А далее возникает вопрос выбора. Некоторые могут решить возникшую проблему непосредственно с охранником. Тогда дело может и не дойти до вызова полиции. Если же сотрудник полиции все-таки был вызван, дело получит ход.
В случае же необоснованных подозрений и вызывающего поведения со стороны охранника гражданину нужно потребовать вызвать полицию или даже вызвать ее самостоятельно, объявив, что на него напал человек, который представился охранником. Следует также предложить охраннику обратиться к камерам видеонаблюдения: по ним можно, в частности, проследить маршрут человека, который, вероятно, даже и не проходил рядом с теми прилавками, на которых расположен товар, в краже которого человек подозревается.
— Вместе с тем многие боятся обращаться в полицию?
— Действительно, далеко не всегда в подобных ситуациях и сотрудники полиции ведут себя адекватно, но у нас в стране предусмотрена многоступенчатая система защиты прав граждан. Нужно спокойно выдерживать свою линию. Не лишним будет напомнить своим «оппонентам» о существовании прокуратуры — это метод проверенный. После его применения внешние понты у них, конечно, могут остаться, однако это будет уже скорее «хорошая мина при плохой игре»: опыт показывает, что конфликт после этого начинает понемногу гаснуть. Такое заявление обычно действует отрезвляюще. Сотрудники охраны, в частности, тогда начинают понимать, что вы человек грамотный и свои права знаете.
— Что, на ваш взгляд, можно и необходимо сделать еще для того, чтобы максимально защитить права граждан в данной сфере? Требуется ли совершенствовать законодательство?
— Сегодня законодательство в полной мере защищает права граждан в данной сфере, которые последним нужно элементарно знать, равно как и тем же охранникам понимать предел своих возможностей, осознавать ограниченность своих прав свободой других людей.
Анкета эксперта: Азанов Алексей Аркадьевич
Поделиться